ЭЛЕМЕНТАРНОЕ человеческое тщеславие и желание нравиться - вот что толкает на всевозможные ухищрения лысеющих мужчин, которые чувствуют себя глубоко уязвленными на любой стадии поредения своей шевелюры. В попытках сохранить последнюю мужчины предпринимают все возможные и невозможные контрдействия.
Самое же драматичное и обидное заключается в несправедливости, поскольку одних процесс облысения настигает, а других - нет. Почему, скажем, у него в 70 лет пышная шевелюра, а у других в 20-30 лет - лысина? Это различие вызвано биологическими и химическими причинами.
Для возникновения лысины необходимо сочетание двух факторов. Во-первых, наличие наследственной предрасположенности: если у деда и отца растительность на голове была небогатой, то и сына скорее всего ждет та же участь. Гены в определенный момент времени информируют корни волос о том, что им пора отмирать. Если же к этой генетической причине добавляется нормальное или слегка повышенное производство в организме мужского полового гормона тестостерона, то вероятность превращается в уверенность: лысина обязательно появится.
Итак, во всем виноваты половые гормоны. И хотя, с одной стороны, повышение их уровня приводит к усиленному оволосению груди, спины и лица, в отношении головы их действие прямо противоположно. Отсюда и проистекает мнимое утешение для облысевших - широко распространенное заблуждение, что чем меньше у мужчин волос на голове, тем "сильнее" он в постели. Ничего подобного. Еще ни один ученый не смог достоверно подтвердить наличие положительной взаимосвязи между мужской лысиной и необузданным сексуальным темпераментом.
Зато в противоположном направлении эта связь срабатывает однозначно: с понижением уровня тестостерона в организме выпадение волос прекращается. Правда, при одновременном снижении либидо. В 1942 г. американский специалист Джеймс Гамильтон сформулировал результаты своих исследований сколь кратко, столь же и точно: только кастрация способна остановить облысение. Впрочем, это наблюдение сделал Аристотель еще две тысячи лет назад: "Лишь евнухи не теряют волос".
И поскольку единственно эффективное лечение от облысения равнозначно полной потере мужской силы, а потенция мужскому сердцу еще милее, чем пышная шевелюра, то мужчины прибегают к другим, часто фантастическим, но всегда неэффективным средствам. Если египтяне три с половиной тысячи лет назад втирали в свои лысеющие головы растертые в порошок ослиные зубы с мелом, бегемотовый жир с оливковым маслом и помет газелей, то сегодня - подобные советы регулярно появляются в бульварной прессе - на вооружение берутся такие подручные средства проращивания пушка на голове, как касторовое масло, растворенные в воде таблетки аспирина, а то и насиженные голубиные яйца. Во всех этих случаях не вырастет ничего, разве что пышным цветом расцветает человеческая фантазия, окрыленная страхом облысения.
Тот, кто не страшится боли и денежных затрат, может испытать на себе "садоводческие" методы взращивания волос. Хирургическое перераспределение растительности - затея хотя и дорогая и трудоемкая, но зато обладает долгосрочным эффектом. В ходе подобной операции поверхность лысины испещряется множеством маленьких "луночек", в которые пересаживают островки растительности с другой части головы. Обычно "рассада" берется с венчика волос на затылке пациента. Если же и там ничего не осталось, то волосы изымают (вместе с корнями, разумеется) с других участков тела. После этого они продолжают свой рост на прежде голом месте.
Парики сегодня вполне справляются с ролью заменителя волос и защитника чувства собственного достоинства мужчины. Парики ручной работы хотя и довольно дороги, но отличить их от естественной растительности бывает трудно не только с первого, но и со второго взгляда.
Если попытаться пересчитать имеющиеся в наших ванных комнатах средства ухода за волосами, перелистать модные журналы, а главное, если задуматься как следует над проблемами и нуждами всех лысых и лысеющих, то нельзя не прийти к выводу о том, что массовый "исход" волос с мужских голов стал весьма и весьма серьезной проблемой. Как ни крути, а волосы - важный элемент внешнего облика и показатель внутреннего состояния человека.
И все же. То чрезмерное внимание, которое мы уделяем собственной шевелюре, абсолютно неадекватно ее истинному значению. Теория эволюции учит, что волосы - не более чем атавизм, оставшийся у нас от первобытных предков. Тогда, на заре человечества, волосы служили для защиты от жары и холода или в качестве "противоударного волосяного мешка". Сегодня у нас есть пальто и шляпы, центральное отопление и кондиционеры. За волосами же осталась только функция украшения.