За последние десять лет количество венерических заболеваний в России превратилось из скромного в шокирующее. Если в 1990 году заболевших сифилисом было только 5 человек на 100 тысяч, то в 1997-м - уже 277 на 100 тысяч. Сегодня прироста практически нет, настало время стабилизации. То есть количество всех инфекций, передающихся половым путем, стабильно держится на отметке 1353 на 100 тысяч населения. А если учесть, что официальная статистика показывает всегда только половину, то в реальности мы имеем почти 3% больного населения. Пальму первенства держат трихомониаз (24,7%) и сифилис (20,9%).
Права человека на секс...
Сексуальная революция сделала свое дело. Джинн выскочил из бутылки и угодил прямо в руки борцов за права человека, которые утверждают, что каждый волен болеть или не болеть, лечиться или не лечиться - а любое давление со стороны отныне следует воспринимать как насилие над свободной личностью.
Запад, считающийся эталоном демократии, до сих пор пользуется системой диспансерного наблюдения, которая успешно применялась в Советском Союзе, и не видит в этом никакого ущемления свобод. В конце концов, сифилис наряду с туберкулезом - социально значимые заболевания, и ничего лучше принудительного лечения не придумано.
Это не значит, что проверяют всех поголовно, но если у человека обнаружен сифилис, правоохранительные органы следят, чтобы пролечили всю цепочку партнеров. Каждому пациенту объясняют, что на первом плане должен стоять не стыд перед партнером, а забота о его здоровье: любовь приходит и уходит, а здоровье нужно всегда.
Пришло время пахать
Гонорею считают по осени. В среднем 30% обращений к дерматовенерологу приходится на начало сентября.
На вопросы отвечает главный врач КВД N 4 - одного из ведущих диспансеров Москвы - Георгий ДЬЯЧЕНКО.
- Георгий Михайлович, как можно снизить количество больных?
- Венерологи, работавшие в послевоенные годы, рассказывали, что тогда заболеваемость сифилисом была чудовищной по своим масштабам. Но люди знали: если они не придут лечиться сами, к врачу придется идти в сопровождении милиционера. Поэтому каждое утро у дверей диспансеров собиралось по 80-90 пациентов, и примерно столько же наполненных шприцев лежало наготове в процедурной. Для лечения тогда применялись очень тяжелые, висмутосодержащие препараты, инъекции надо было делать три раза в неделю, а весь курс лечения занимал около полутора лет. Но благодаря совместной "пахоте" врачей и властей к середине шестидесятых годов эпидемия утихла.
А сейчас врачи готовы, а пациенты не идут, хотя сифилис лечится гораздо проще и быстрее, чем раньше, - от одного до трех уколов в зависимости от запущенности. И в больницу ведь не надо уже ложиться, все процедуры амбулаторные.
- Но ведь эти препараты можно купить в любой аптеке и заняться самолечением...
- ...а затем прийти к нам перелечиваться. Особенно популярен в народе трихопол, хотя еще никого никогда это лекарство от сифилиса не излечило. Трихопол тормозит развитие сифилитической инфекции, в результате чего сифилис может проявляться не через месяц, а через 2-3 - а это потерянное для лечения время. Да и другие препараты, если они неверно подобраны, могут только убрать симптомы, но сама болезнь останется.
Лечиться надо до полного выздоровления, чтобы человек был здоров по всем показателям. Помимо основных существуют дополнительные лекарства для усиления иммунитета. После уколов надо ходить на контроль - вот на этом "ломаются" даже социально адекватные пациенты.
Неполноценно леченный сифилис постепенно поражает все органы и системы. Кардиологам, например, известны случаи аневризмы аорты, когда аорта превращается в мешок, а потом мгновенно разрывается. У невропатологов бывают "странные" случаи, когда не получается излечить человека от нервных расстройств и головных болей. А причиной этому может быть именно давний сифилис.
- Проваливающиеся носы - реальность?
- Это один из вариантов недолеченного сифилиса - гуммозный период. Глубоко расположенные узлы - гуммы - изъязвляются, процесс захватывает кости, а также носовую перегородку и мягкое небо. Получается седловидный нос, когда переносица западает и оказывается на уровне щек.
- Существуют какие-то профилактические средства?
- Конечно, можно заранее сделать инъекцию, чтобы обезопасить себя от вензаболеваний. Подобное практиковали американцы во время войны во Вьетнаме. Шприц, наполненный особым антибиотиком, составлял походный набор солдата. Правда, это экстренная мера. А в обычной жизни такие методы ни к чему. Зачем человеку просто так принимать сильнодействующие препараты, если нет болезни? Ведь это серьезно ослабляет иммунитет.
Кстати, на этом поприще шабашит несметное количество людей, далеких от медицины. Некоторые таксисты возят с собой шприцы с "профилактическим раствором", случается, и швейцары в гостиницах готовы любому сделать "прививку". Что содержится в их шприцах - никому не известно.
- Может ли добропорядочный семьянин быть уверенным, что у него нет сифилиса?
- Сегодня более или менее уверены в своей "чистоте" могут быть только те, кто недавно лежал в больнице или роддоме: в стационарах проводится обязательная вассерманизация.
- А повара и продавцы?
- Для них проводятся периодические медосмотры и обследования - раз в три месяца берут кровь из пальца. Информативность такого метода не более 60%, но это лучше, чем совсем ничего.
Легенды нашего городка
Мало кто найдет в себе мужество признаться врачу: да, гулял, прошу меня проверить. Большинство из нас выдает непорочную версию: в бассейне купался, посидел на грязном диване и т. д.
Врачам в принципе все равно: из бассейна, бани или от святого духа - только ни один источник ВОЗ не зарегистрировал заражения таким путем. Да и для успешного лечения лучше сказать правду.
Проблема номер два: что сказать партнеру, если невозможно открыть правду. Попробуйте воспользоваться одной из двух историй, которые случились на самом деле.
1. Дело было в советские времена. Моряк из Мурманска приехал на свадьбу сестры, перецеловал всех гостей, а в ближайшие дни обнаружилось, что у него цветущий сифилис. Всей компании пришлось проводить профилактическое лечение.
2. Около 10 лет назад жарким днем продавщица, больная сифилисом, торговала на пляже квасом из бочки. В результате санитарные службы города вынуждены были объявлять по радио и телевидению, чтобы все отдыхавшие в эти дни на этом пляже срочно показались врачу-венерологу.
Где будем лечиться?
В среднем почти каждый сотый россиянин ежегодно заболевает гонореей, а диагноз "сифилис" ставят почти полумиллиону граждан.
В одном из диспансеров мне довелось услышать следующее откровение: "Пришла сдать анализы на хламидиоз и вирусы. У врача - брезгливое выражение лица, он тут же стал мне "тыкать" и разговаривать со мной как с подследственной. А если и вправду обнаружится какая-то "зараза", он, наверное, меня убьет". Из-за боязни подобной "душевности" большинство из нас предпочитает отправляться к платным специалистам, подальше от дома и уж, конечно, не в ведомственную поликлинику. Визит к дерматовенерологу обойдется в 500-800 рублей плюс лекарства.
Надежнее всего обращаться в КВД и медицинские центры при государственных лечебных учреждениях. Если "специалист" снимает офис в гостинице - это более чем подозрительно. Также насторожитесь, если вам предложат диагностику на дому или в кабинете в течение 15 минут: любые экспресс-исследования недостаточно информативны или несерьезны. Лучше сдать анализы анонимно, такая услуга есть почти в каждом диспансере.
Жгучая тайна
Узнав, что у них сифилис, некоторые пациенты сразу желают знать: "Это кто же меня заразил?!" "В лоб обычно не спрашивают, но видно, что человек на грани истерики, - рассказывает доктор медицинских наук, доцент кафедры кожных и венерических болезней ММА им. Сеченова Константин Ломоносов. - К сожалению, точный момент заражения определить нереально. Да, анализ крови покажет наличие возбудителя, но возраст этих бактерий наука определять еще не научилась. Так что если врач - особенно этим грешат гинекологи - произнесет что-то вроде: "Да, наградил тебя твой благоверный", - постарайтесь не воспринимать эти слова как приговор, как бы ни было тяжело".
И не впадайте в панику. Лучше поставьте перед собой телефонный аппарат и обзвоните кого сможете. В противном случае непролеченные цепочки со временем могут сплестись в глобальную сифилитическую сеть.
Бойся ножек, а не ручек
В вендиспансерах мы боимся дотрагиваться до стен, банкеток и дверных ручек. Между тем, старая истина гласит: "Бояться надо не ручек, а ножек".
Легче всего подхватить заболевание от партнера-наркомана.
Анализ крови после вчерашнего контакта ничего не покажет: любое заболевание имеет инкубационный период. Для гонореи это 3-7 дней, для сифилиса - 3-4 недели. Признаки, при которых надо показаться врачу: выделения, расстройства мочеиспускания, ранки на губах или в области половых органов.
До окончания лечения и контрольного периода запрещается вступать в половые контакты.
Человек, переболевший сифилисом, не имеет права быть донором.
Есть мнение, что болезнетворные бактерии мельче, чем поры в презервативе. Это всего лишь гипотеза. Презервативы по-прежнему надежно предохраняют от сифилиса, СПИДа и многих других болезней.