Примерное время чтения: 5 минут
110

ПЕНИЦИЛЛИН: две стороны медали

За все приходится платить... В том числе и за великие открытия, помогающие бороться с болезнями. Александр Флеминг, ученый-гуманист, альтруист, бессребреник, по праву считается отцом самого действенного лекарства ХХ века - антибиотика пенициллина. Сколько жизней спасло это лекарство за шестьдесят лет своего существования, подсчитать практически невозможно. Но и за это великое открытие в области фармакологии и медицины, судя по всему, придется заплатить по полной программе тысячами жизней...

НАЧНЕМ с начала... Семь десятков лет назад плесень, залетевшая в открытое окно лаборатории английского микробиолога Александра Флеминга, осела в емкости со стрептококковой культурой. Контакт плесени и бактерий стрептококков повлек за собой почти мгновенную гибель последних. Это слегка огорчило микробиолога, изучавшего тайны существования бактерий, лишение жизни "подопытных животных" - стрептококков не входило в его планы. Добросовестный, дотошный исследователь зафиксировал данное происшествие, даже не предполагая о значении для человечества сего казуса.

Добрый десяток лет это научное открытие пролежало невостребованным, о нем мало кто знал, им мало кто интересовался. С началом Второй мировой войны в отделе химических лекарств Оксфордского университета ученые Говард Флори и Эрнст Чейн пытались отыскать средство для борьбы с гнойными стрептококковыми инфекциями. Это был военный заказ. Даже пустяковые ранения на полях войны в те времена во многих случаях приводили к гибели военнослужащих из-за заражения крови, то есть из-за развития стрептококковых бактерий. Дело шло трудно, пока ученые не натолкнулись на "побочный" результат исследований Александра Флеминга.

Рыцари антибиотика

Объединив усилия, троица англичан быстро разработала новое лекарство - пенициллин. Правда, это был еще пенициллин-сырец. Чтобы запустить масштабное производство лекарства, требовалось найти способы, технологию получения промышленных объемов плесени. Задача была не из легких, необходимы были дополнительные усилия, а главное - дополнительные финансы для продолжения экспериментов. Денег в тогдашней Великобритании найти не представлялось возможным. Отрезанная от большинства своих колоний, находящаяся в блокаде Англия ожидала десанта на остров гитлеровских полчищ. Финансов едва хватало на самое необходимое - на продовольствие и вооружение.

Рискуя собственными жизнями, пропитав свою одежду драгоценной для науки плесенью, английские ученые в начале 1941 г. перелетают через океан за научной поддержкой и финансовой помощью к своему союзнику - США. Богатый дядюшка Сэм в лице Альфреда Ричардса, являющегося главой отдела медицинских исследований при правительстве США, сразу ухватился за перспективный фармацевтический проект. Он без проволочек мобилизовал научные кадры страны, добился у правительства финансовых ассигнований, и уже к середине 1941 г. технологические проблемы были решены. Через пару лет в США уже функционировал специализированный завод по производству пенициллина. Антибиотик стал поступать на фронты Второй мировой войны, а также спасать от неминуемой смерти тысячи мирных жителей. Ведь тогда многие инфекционные болезни, такие, как скарлатина, сепсис и десятки других, считались практически неизлечимыми.

Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн за свой выдающийся вклад в разработку чудодейственного лекарства Его Величеством королем Великобритании были пожалованы рыцарскими званиями. В 1945 г. им была присуждена Нобелевская премия за заслуги перед человечеством в области медицины.

Но это одна, хотя и главная положительная сторона медали, имея в виду историю с разработкой и производством одного из самых чудодейственных лекарств ХХ века. Есть и другая, негативная сторона научного открытия.

Бизнес на плесени

ДЕЛО в том, что до Второй мировой войны, а конкретнее до эпохи пенициллина в Великобритании, США, да и во всех цивилизованных странах патентовать лекарственные препараты было не принято. Моральные, этические, гуманитарные факторы не позволяли монополизировать производство лекарств, они как бы безвозмездно передавались всему человечеству. Поэтому круто разбогатеть, стать миллионером, тем более финансовым олигархом, занимаясь фармацевтическим бизнесом, было не только практически, но и теоретически невозможно. Ни британские ученые, ни американские разработчики не удосужились запатентовать свое новое лекарство, не получили создатели и серьезных финансовых выгод за свое детище.

Они, кстати, безвозмездно передали основы технологии получения пенициллина другому своему союзнику по антигитлеровской коалиции - СССР. Уже в 1943 г. у нас была выпущена первая партия советского антибиотика, которая сразу же поступила на фронт. Нет, наверное, у нас в России человека, который не употреблял для лечения антибиотики, производные того самого старого пенициллина.

Некто Моэр - американец, принимавший участие в разработке производства пенициллина, предугадал, какие баснословные прибыли может принести изготовление и торговля этим лекарственным препаратом. Он, как говорят у нас, "вовремя подсуетился" и запатентовал производство антибиотика. Хорошо, что у него не хватило "смелости" запатентовать само лекарство, он ограничился монополизацией некоторых важных технологических процессов. Правда, и этого оказалось вполне достаточно, джинн был выпущен из бутылки, моральный Рубикон перейден. Вкладывать деньги в фармацевтическую промышленность, производить, торговать лекарствами стало очень выгодно. Конечно, это дало огромный толчок в развитии индустрии здоровья, подтолкнуло бизнесменов, финансистов вкладывать деньги в разработку новых лекарственных средств, что, без сомнения, принесло огромную пользу человечеству. Но кто подсчитывал моральные издержки излишней коммерциализации медицины?

Конечно, Александр Флеминг и его коллеги были возмущены вероломным поступком американского бизнесмена. Они поняли свою ошибку - воистину, простота хуже воровства.

Собственно, коммерциализация фармацевтической промышленности началась именно с пенициллина. Сейчас мы уже не удивляемся, когда видим в аптечных киосках лекарственные препараты, во сто раз по стоимости превышающие размер минимальной зарплаты в стране, в десятки раз - среднемесячную пенсию и даже среднюю зарплату. Если так пойдет и дальше, через несколько лет число спасенных пенициллином жизней за шесть десятков лет его производства будет перекрыто числом преждевременно умерших из-за финансовой недоступности качественных лекарственных препаратов. Конечно, сэр Александр Флеминг не мог этого предвидеть.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно