Примерное время чтения: 10 минут
137

Наркомания: лечение и адаптация с помощью семьи

Друг на войне

Сергею исполнилось 18 в 1992-м. В институт после школы не поступил, годик поработал, и в один прекрасный день пришла повестка в армию. В Чечню попросился сам - были в те времена еще энтузиасты, верящие в светлое будущее. Конечно, пришлось пережить и материнские слезы, и суровые напутствия отца, и многое другое.

В армии Сергей сразу подружился с Андреем. Оба оказались из одного города и даже из одного района. Нашлись и общие знакомые, и общий тренер в спортивном клубе, и даже оба когда-то были влюблены в одну и ту же девчонку. В общем, было о чем поговорить, было на чье плечо опереться в трудную минуту. А солдатская дружба, говорят, на века.

Из-за девушки на иглу?

Прошло полгода. В одной из перестрелок Сергей был ранен и попал в госпиталь. Андрюха его навещал каждый день, а потом стал приходить все реже. У него появился какой-то нездоровый блеск в глазах, он стал ни с того ни с сего прерывать разговор и о чем-то надолго задумываться. Сергей недоумевал: что произошло? Может, неприятности дома? Андрей лишь отмалчивался, мол, выйдешь из госпиталя - поговорим.

И вот наконец день выписки. И долгий обстоятельный разговор двоих друзей.

История Андрея банальна до оскомины. Бросила любимая девушка. Написала слезливое письмо, в котором извинялась, умоляла простить, говорила, что полюбила другого, и т. д. Но для 18-летнего мальчишки это был шок. После прочтения этого письма он стал сам не свой. Чуть ли не с жизнью прощался. Вечером к нему подошел один из солдат. "У тебя неприятности?" - спросил Николай. И Андрей понял, что ему необходимо выговориться все равно кому. И тогда Николай предложил ему "залить" свое горе, но несколько другим способом - уколоться.

Напомним, это был 1992 год. Про наркотики тогда мало кто знал. Но здесь была не Москва, здесь была Чечня. С доставкой и покупкой "дури" было просто. Много наших ребят тогда "подсело". В их число попал и Андрей.

После первого укола сразу наступил кайф. Подумаешь, девушка бросила. Какая мелочь, ведь жизнь так прекрасна!

Однако на следующий день все вернулось на круги своя. Прежние невзгоды нахлынули с новой силой. Снова захотелось испытать вчерашний кайф. А Николаю только этого и надо было. Разумеется, ведь он тоже имел свою долю за сбыт наркоты.

Так, уколовшись и забывшись, Андрей проводил вечера. А когда действие наркотика заканчивалось, становилось не по себе. Отсюда и взгляд потухший, и блеск в глазах нездоровый, и речь несвязная. Таким его и нашел вернувшийся из госпиталя Сергей.

Они проговорили весь вечер. Дело в том, что родители Сергея - врачи. И о наркоманах он знает достаточно, чтобы понять: это кошмар! Сколько людей уже погибло и сколько еще погибнет. Все это он пытался втолковать Андрею. Тот обещал "завязать".

Однажды, когда Сергей возвращался с вечернего ужина, на его пути возникли три фигуры. Это был Николай с двумя приятелями.

Разговор был короткий, и суть его сводилась к одному: не лезь не в свое дело, не капай Андрюхе на мозги, он без тебя разберется, что ему делать и как ему жить. Дальше в ход пошли кулаки. Трое на одного, и дело кончилось тем, что Сережа снова попал в госпиталь. Больше он Андрея не видел.

После выхода из госпиталя Сергея вызвал к себе командир роты: "Я вижу, парень ты неплохой, но у нас не прижился. Я могу тебе помочь перейти служить в другое место. Советую согласиться, иначе забьют тебя здесь до смерти".

Остаток службы Сергей провел в Подмосковье. Служба была "непыльная", опять же друзья хорошие появились. Но мысли об Андрее не отступали. Как он там?

Армия позади!

И вот наконец долгожданный дембель. Радостные слезы матери, объятия отца, встреча с друзьями. Вопросов было много, все-таки "оттуда" вернулся.

Сергей устроился на работу, стал готовиться к поступлению в институт, познакомился с очаровательной хрупкой блондинкой Наташей, с которой проводил все вечера. В общем, жил как все. И все время вспоминал Андрея. Рассказывал про него Наташе, советовался с ней, искать его или нет. В конце концов они пришли к единому мнению: надо товарища найти и узнать его дальнейшую судьбу.

Это было не так просто. Но, как говорится, кто хочет - тот добьется. И вот у Сергея в руках телефон родителей Андрея. Позвонил. Трубку взяла женщина: "А кто его спрашивает? Служили вместе? Сережа? Да, рассказывал он про вас. Да схоронили мы Андрюшу примерно месяц назад. Умер от передозировки наркотиков, не смогли его спасти".

Во всем виноваты наркотики

Сергея будто током ударило. Что же он раньше-то не позвонил, может, удалось бы предотвратить беду. И он решил съездить к матери Андрея.

Долго он там пробыл. Рассказывал об армейских годах, о том времени, когда Андрюха был еще нормальным парнем. Мама в свою очередь поведала Сергею о жизни сына после армии:

"Когда он вернулся домой, я его не узнала. Вроде он, а вроде как чужой. Потом поняла - смотрит как-то по-другому. Потом увидела, что характер изменился. Злой стал, дерганый, нервный.

Думали сначала, что после Чечни никак в себя не придет. Ведь много мальчиков возвращаются с войны психически искалеченными. Потом случайно руки его увидела. Боже мой! Живого места нет, все исколотые. И тогда все стало понятно, хотя про наркотики мы с мужем знали мало. Как мы уговаривали его лечиться! Вроде дал согласие, хотел к нормальной жизни вернуться. Да куда там! Дружки с пути истинного сбили. Все деньги из дома унес на эту дрянь! И врачи не помогли. В общем, потеряли мы сына". И снова заплакала.

В ту ночь Сергей так и не уснул. Все думал. И об Андрее, и обо всех тех, кто погубил свою жизнь из-за одного укола.

Жизнь продолжается

Время шло. Сергей и Наташа поженились, сначала у них родился сын Алеша, затем дочь Катя. Сергей окончил медицинский институт и стал врачом. Работать пошел в наркологическое отделение одной из больниц. Однако вскоре понял - это не для него. Не та методика лечения. Молодых ребят, наркоманов, просто выводили из состояния "ломки", а затем отпускали домой. А дальше они снова попадали под влияние дружков, сидевших на игле, и все возвращалось на круги своя. Но ведь так быть не должно! Чтобы излечиться от наркомании навсегда, нужно потратить на пациента довольно много времени, может быть, даже несколько месяцев. После непосредственного лечения необходимы длительный реабилитационный период, работа с психологом. И обязательный отрыв от той среды, где до этого находился больной. Никаких дружков-приятелей, никаких сомнительных знакомых. Родители должны принимать непосредственное участие в процессе лечения.

Решение о создании специализированного медицинского центра, где была бы возможность реализовать наиболее передовые разработки современной наркологии, было принято окончательно.

Лечимся всей семьей

Легко сказать - решение принято. Не будем описывать, через что пришлось пройти Сергею. Долго подбирался коллектив. Не каждый его знакомый врач согласился участвовать в этом сомнительном на его взгляд мероприятии. Но вот наконец медицинский персонал собран. Лучшие специалисты различного профиля, врачи, медицинские сестры, психологи, социальные работники - все бескорыстно преданные своему делу. Далее, естественно, помещение. Здесь, можно сказать, Сергею просто сказочно повезло. Приятель, живущий в подмосковном Подольске, договорился с администрацией города и помог пробить помещение. Когда Сергей побывал там в первый раз, он сразу понял - оно! Свежий воздух, сосны, отдельно стоящий особнячок, тишина - просто рай! И третий вопрос, разумеется, - финансовый. Никто из бизнесменов не хотел вкладывать деньги. Вопрос: "А что я буду с этого иметь?" - задавал каждый. Поэтому наскребали, как говорится, по сусекам.

После ремонта, оформления кучи документов и т. п. центр открыли. После Чечни прошло 7 лет.

В чем суть?

Кажется, что в открытии центра нет ничего особенного. Ну появилась еще одна клиника, где лечат наркоманов. Однако нет. Во-первых, центр расположен за городом. Больные находятся вдали от городской суеты, в окружении сосен, на свежем воздухе. Тишина и покой обеспечены. Во-вторых, клиника абсолютно закрытая. Тем, кто проходит курс лечения и реабилитации, гарантируется полная конфиденциальность. В-третьих, центр располагает 1-, 2- и 3-местными палатами, причем одноместные палаты оборудованы индивидуальным туалетом и душем. Больным обеспечен качественный уход и питание практически на домашнем уровне. Небольшая кухня располагает возможностями готовить приличную еду, а не такую, которую мы с вами привыкли получать в горбольницах. И наконец самое главное. Помимо того что у родителей пациента имеется возможность беспрепятственного посещения, они могут даже проживать вместе со своим ребенком. Это ни в коем случае не возбраняется. Вообще клиника на первый взгляд напоминает маленький семейный санаторий. Уютные палаты, комната отдыха с телевизором и настольными играми, уютная столовая с видом на лес и т. п.

Даже медицинский персонал выполняет в своем роде родительские функции. На одного пациента приходится сразу несколько работников центра. Где вы такое видели в других местах, когда, наоборот, у одного врача "в подчинении" более 15 пациентов? А здесь лечение осуществляется на индивидуальной основе, т. е. применяются методы, которые показаны данному конкретному пациенту. Эти методы рекомендует врач. Если больному необязательно пребывание в стационаре, пожалуйста, можно лечиться амбулаторно.

Планы на будущее

Они, несомненно, есть. Сейчас в центре всего 20 койко-мест. Хочется, конечно, большего, иначе пациентам придется выстраиваться в длинную очередь. А нагружать помещение дополнительными койками смысла нет. Какая уж тут тишина? Шум, гам, беспокойство.

Планируется также построить дополнительный корпус, на базе которого пациенты будут проходить курс реабилитации. Этот курс представляет собой длительную динамическую психотерапевтическую программу с привлечением в нее родных пациента. Задача этой программы - выработка навыков нормальной, здоровой жизни, жизни без наркотиков. Здесь также в обязательном порядке привлекаются психологи, инструкторы, социальные работники.

И обязательно - гармонизация внутрисемейных и микросоциальных взаимоотношений. Это можно назвать в некотором роде учебой. Ведь человек, только что излечившийся от наркомании, не знает, как ему жить дальше. Ведь к старым дружкам-наркоманам возврата нет. А как найти новых? Как строить с ними взаимоотношения? Как вести себя с родителями и родственниками? Как избавиться от комплексов? Вот на эти бесконечные "как?" и помогают пациенту отвечать работники центра.

Почему мы такие бездушные?

Планы, как видите, грандиозные. Что же мешает воплотить их в жизнь? Естественно, финансы. Ведь те начинания, которые не приносят мгновенной и огромной прибыли, в нашем государстве пока что не поддерживаются. Зато когда все видят жуткие цифры, касающиеся наркомании, когда у друзей от передозировки погибает сын или дочь, когда парни, обкурившиеся или обколовшиеся, начинают убивать друг друга, когда наркотики продаются уже чуть ли не на каждом шагу, все хватаются за голову и говорят, что так жить нельзя. Так почему же слово не превратить в дело? Что мешает?

Кто знает, что будет дальше? Перестроится наше общество или нет, покажет только время.

НП "Центр адаптации человека".

Адрес: 142103, Московская обл., г. Подольск, ул. Рощинская, д. 2, тел.: 8(27)69-00-39 - круглосуточно, 104-27-35 - с 9 до 19 ч.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно