Можно ли думать о любви, когда ты регулярно лежишь под капельницей, и вокруг тебя постоянно суетятся врачи? Ты вовсе не собираешься умирать, но почему-то лица окружающих принимают напряженно-сочувственное выражение, едва услышав "онкология" - слово, с которым очень тесно связана твоя жизнь.
ИХ ВРЯД ЛИ узнаешь в толпе. Онкологические больные совсем необязательно, как принято считать, выглядят бледными и истощенными. Свежий, с пухлыми розовыми щеками юноша или девушка с ультрамодной короткой стрижкой пройдут мимо вас, и никому не придет в голову, что парень выглядит цветущим, потому что каждый день строго по часам пьет прописанные врачом гормоны, а девушка вовсе не модничает, а просто радуется возможности выйти на улицу с собственными, только недавно начавшими расти волосами.
Никто из них не знает заранее о сюрпризе, приготовленном судьбой, поэтому они живут, влюбляются, не думают о врачах, строят планы на будущее. Как все. День, когда человек, навещающий врачей только ради справки, узнает диагноз, делит жизнь на "до" и "после". Планы рушатся, больница превращается в место жительства, откуда можно съездить домой на каникулы, и чувства становятся центром жизни, расписанной в медицинской карте по дням на много недель вперед.
Для взрослых, личная жизнь которых по большому счету уже определилась, болезнь становится серьезной проверкой чувств их избранников. Для подростков, которые далеки от мысли вычеркивать себя из списка настоящих и будущих жертв Амура, все только начинается.
Маша: "Мне было 13, когда я заболела, и врачи поставили меня перед фактом: на лечение уйдет около года. Я рыдала целыми днями, и все утешали меня, что заболевание мое, конечно, очень серьезное, но излечимое. А об этом как раз я думала меньше всего: я была жутко влюблена в самого популярного мальчика нашей параллели. Самое смешное, что долгое время я считала его полным тормозом и никак не могла понять, что наши девчонки в нем находят. И вдруг заметила, что он постоянно смотрит на меня. Через два месяца этих робких, нежных взглядов я поняла, что безнадежно влюбилась. Мы как раз вошли в стадию медленных танцев на дискотеках, когда из-за болезни мне пришлось надолго исчезнуть из школы. Я знала, что этого мальчика ни на минуту не оставляют без внимания, и было очень обидно, что вся наша любовь закончится, толком не начавшись. В итоге так и вышло: я пришла через пару месяцев навестить класс, и все, что мне удалось прочитать в его взгляде, было сочувствие к долго болевшей однокласснице".
К тому, что на смену дискотекам и вечеринкам приходят палата больницы и процедурная, подростки привыкают быстро, тем более что там можно встретить очень симпатичных представителей противоположного пола, которые на собственном опыте знают, через что ты проходишь, и потому далеки от сомнений, неизбежно одолевающих всех твоих прежних знакомых. А вот с тем, что каждое утро, просыпаясь, ты оплакиваешь свои волосы, предательски предпочитающие подушку твоей голове (следствие лечения химиотерапией), смириться невозможно. Для многих исколотые и сожженные лекарствами вены - сущая мелочь по сравнению с постепенным облысением. Следы уколов и синяки всегда можно скрыть под одеждой, а вот редеющую шевелюру, тем более ее отсутствие... Парням приходится входить в образ бритоголовых ребят, а для девчонок важнее любой модной шмотки становится удачный парик.
Наташа: "В больнице я научилась разговаривать с парнями. Девчонки и ребята дружили, если можно так сказать, палатами. Мы целыми днями сидели друг у друга, по вечерам устраивали чаепития, которые со временем разбавили более крепкие напитки, хотя вообще-то в процессе лечения пить нельзя. Во время таких вот посиделок я забывала, как неудачно закончился мой роман "там": мать моего парня, услышав мой диагноз, запретила ему встречаться со мной, опасаясь, что он заразится. А среди "своих" я продолжала чувствовать себя привлекательной: мальчиков совсем не волновали мои опухшие от гормонов щеки и заметно поредевшие волосы. Они ведь и сами такие были, к тому же мы успевали запомнить друг друга еще не задетыми лечением. А когда мне вводили лекарства, ребята всегда сидели со мной в процедурке, следя за капельницей и болтая по душам. Как позже выяснилось, один из них умудрялся ухаживать по очереди за всеми девочками, и несколько месяцев каждая считала, что именно к ней он неровно дышит. Наконец, когда все его пассии собрались в одной палате и каждая поведала другим свою историю, мы долго смеялись, но зла на него совсем не держали. Он ведь был так мил..."
Иногда такие подростковые романы заканчиваются, как у взрослых. Мне рассказывали о парочке, которую все до сих пор вспоминают с нежностью и умилением. На устраиваемых в детской раздевалке дискотеках они танцевали исключительно друг с другом, и все были в курсе, что у них это серьезно. Однажды он решил, что им пора пожениться. Для взрослого разговора с ее отцом он приготовил пару бутылок, и потом несколько часов все отделение слышало, как от обсуждения реальности его предложения руки и сердца они переходили к подробностям намечающейся семейной жизни. И ведь поженились-таки ребята!
Лучшей наградой за свой труд врачи, работающие в онкологии, считают детей своих бывших пациентов. Тем, кто успешно прошел лечение, приходится ждать как минимум пять лет, чтобы та отрава, которую им ввели ради спасения их жизни, вышла из организма и не повредила ребенку. Дети, слава Богу, у них рождаются здоровыми.
М-совет:
Дорогие друзья! Даже если вы попали в больницу с самым неутешительным диагнозом, падать духом не стоит. Во-первых, современная медицина сделала колоссальный шаг вперед и лечится теперь практически все. Во-вторых, выздоравливает тот, кто ни минуты не сомневается, что все будет хорошо и болезнь в конце концов отступит. Нужно сражаться, нужно очень хотеть выкарабкаться - и победа будет за вами. Так произошло с героем повести Александра Солженицына "Раковый корпус". Не читали? Тогда очень рекомендуем. И, между прочим, под именем Олега Костоглотова скрывается сам бородатый мэтр, который, если кто не в курсе, победив рак много лет назад, благополучно здравствует по сей день и дает нам, грешным, сто очков вперед в плане бодрости и самочувствия.
И, конечно же, в больничной палате постарайтесь не остаться в одиночестве. Обязательно установите контакт с соседями по палате, заведите друзей. Вместе легче справляться даже с самой большой бедой.