Примерное время чтения: 5 минут
109

Что такое телемедицина

В канун Рождества Мария С. (14 лет) проходила в клинике небольшого городка плановое предоперационное обследование. Через небольшое отверстие размером с толстую иглу шприца врач ввел пациентке в подкожный кровеносный сосуд катетер. Зафиксировав его, как обычно, на коже пациентки с помощью лейкопластыря, врач отвернулся к приборам, и в это время фиксация нарушилась и конец катетера раскрылся в кровеносном сосуде. Еще недавно такое происшествие закончилось бы сложной внеплановой операцией, тем более что в городке не было специалистов, подготовленных к решению подобных проблем. Но в местной клинике первый год функционировал телемедицинский консультационный пункт - персональный компьютер, оснащенный оборудованием видеоконференцсвязи.

По специальному каналу врач набрал номер столичной кардиоклиники. К монитору пригласили специалиста, и он пришел к выводу, что угрозы здоровью пациентки нет. Она может встретить Рождество дома, а после праздника приехать в столичную клинику, где с помощью специального катетера инородное тело будет извлечено из ее кровеносной системы, как оно и произошло.

Это всего лишь один из примеров успешного использования нового направления в современной медицине - телемедицинского обслуживания пациентов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет телемедицину как медицинскую практику с использованием аудио-, видео- и компьютерного обмена данными для консультирования, лечения и оказания иных видов медицинской помощи пациентам.

Однако эффективное использование возможностей такого обмена данными в медицине стало возможным только с появлением современных телекоммуникационных технологий, в частности, с внедрением недорогих высокоскоростных цифровых каналов связи типа ISDN, позволяющих одновременно передавать и принимать всю эту информацию с помощью появившегося в первой половине 90-х годов недорогого оборудования видеоконференцсвязи для персональных ЭВМ. Причем разовые затраты на создание телеконсультационного пункта в некоторых случаях не превышают 3000-5000 долларов США.

Основное преимущество видеоконференцсвязи перед видеотелефоном заключается в наличии двух дополнительных режимов передачи данных. Первый режим позволяет врачам, находящимся в разных городах, одновременно видеть на экранах своих ЭВМ одну и ту же информацию, представляемую в виде нескольких окон: изображение собеседника, текст истории болезни и различных справок о конкретном больном, рентгеновские снимки и другой графический материал (УЗИ, ЭКГ и т. п.), проводить ее обсуждение и анализ, править и совместно готовить итоговые рекомендации. Второй режим позволяет врачу управлять работой удаленного компьютера (перелистывая слайды во время телелекции, проводя поиск информации о больном или редком заболевании в базе данных "чужой" клиники и т. п.). Если же учесть, что к системе видеоконференцсвязи можно подключить видеовыход прибора, видеокамеры или видеомагнитофона - для демонстрации диагностической процедуры или операции, то можно говорить практически о полном спектре медицинской информации.

Появление телемедицины позволяет обеспечить равный доступ людей к качественному медицинскому обслуживанию, независимо от удаленности от крупного медицинского центра или клиники.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды медицинских телеконсультаций:

1. Первичное (догоспитальное) консультирование больных, направляемых затем на плановые операции или углубленное обследование (лечение) в ведущие медицинские центры. Целью видеоконсультации является уточнение предварительного диагноза, анализ полноты и качества обследования и подготовки больного к операции. Эффект такой телеконсультации - в экономии нервов, времени и собственных средств больных (или страховых компаний) на поездки в поездах и самолетах.

2. Консультации или наблюдение больных в отдаленном периоде после сложных операций. Цель таких видеоконсультаций - обсуждение местными специалистами и врачами из ведущих медицинских центров состояния и особенностей лечения больного после его возвращения домой, исключающее необходимость приезда больных в клинику.

3. Срочные консультации больных, находящихся в тяжелом состоянии. Срочная видеоконференция - наиболее эффективный способ оказания немедленной квалифицированной консультативной поддержки.

4. Телеобучение (теленаставничество) - лекции и практические занятия ведущих специалистов, проводимые одновременно для большого количества врачей.

Уже сейчас использование видеоконференций способствует росту квалификации персонала местных больниц, помогает установить более тесные рабочие отношения с ведущими специалистами, содействует росту и развитию научных школ.

Многие государства, не имеющие собственной сети современных исследовательских медицинских центров, рассматривают телемедицину как реальную возможность подъема качества национальной медицины без привлечения значительных финансовых ресурсов, за счет всестороннего тесного взаимодействия с ведущими европейскими и американскими клиниками на основе технологий видеоконференцсвязи.

Следует подчеркнуть, что в основе развития телемедицины во всем мире лежит осознание экономической целесообразности использования информационных технологий для снижения затрат на полноценное лечение каждого пациента.

В начале сентября профессор Е. Г. Тутов (НЦ ССХ им. А. Н. Бакулева, Москва) трижды в течение одной недели провел телеконсультации больного из Владивостока, прежде чем совместно с коллегами из местной клиники удалось принять окончательное решение о необходимости проведения операции на сердце. Надо ли пояснять, чего удалось избежать этому больному, если бы ему трижды потребовалось слетать в Москву для консультаций?

Очевидно, что для России с ее огромными пространствами организация телемедицинских консультаций имеет особое социально-экономическое значение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно