В Российском научном центре им. Н. Н. Блохина РАМН уже почти 30 лет ученые разрабатывают нанотехнологии, которые помогают в лечении онкологических заболеваний, и в первую очередь людей с раком молочной железы, желудка, головного мозга. Особенно в тех случаях, когда хирургическое вмешательство исключено, - например, опухоль расположена в труднодоступном месте, окружена жизненно важными сосудами или расположена рядом с жизненно важным центром. Словом, многие жизни могли быть уже спасены, если бы не банальная проблема: нет средств.
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ нанотехнологий при раке сводится к применению специальных так называемых магнитоуправляемых противоопухолевых нанопрепаратов, расположением которых в организме человека можно управлять, - рассказывает доктор фармацевтических наук Николай Антонович БРУСЕНЦОВ. - Суть лечения нанопрепаратами можно описать так: магнитоуправляемые противоопухолевые нанопрепараты при ультразвуковом контроле вводятся в опухоль или в артерию, которая ее питает. И уже находясь в тканях опухоли, лекарство начинает работать".
Сам нанопрепарат состоит из наночастиц магнетита, покрытых декстраном (полисахарид, который используется при изготовлении кровезаменителей), и алкерана (противоопухолевого препарата). Нанопрепараты образуют коллоидные растворы в воде (в технике они называются магнитными жидкостями), которые способны притягиваться постоянным магнитом.
Если источник постоянного магнитного поля расположить снаружи в определенном месте рядом с опухолью, с его помощью препарат внутри организма можно направить прямо в цель, сконцентрировать и зафиксировать в злокачественных тканях. Переменное магнитное поле позволяет нагреть нанопрепараты внутри опухоли до +45 градусов. Оболочки опухолевых клеток, включающие белки и липиды, при такой температуре плавятся, из клеток вытекает содержимое, и они гибнут.
Точно в цель
ЧТОБЫ лечить рак с применением нанотехнологий, требуется большая точность - необходимо знать, куда ввести препарат, в каком месте его сконцентрировать. Чтобы наблюдать за процессом лечения, держать опухоль под постоянным прицелом, нужен специальный томограф. В него помещается пациент, обнаруживается и определяется точное местонахождение опухоли (она видна на экране). Затем в ней создается постоянное магнитное поле, пациенту вводят нанопрепараты, концентрируют их и удерживают на месте. Потом в процесс включается переменное магнитное поле, которое завершает работу и нагревает препарат. При больших, запущенных злокачественных опухолях раковые клетки могут "прорастать" на большую глубину в здоровые ткани, окружающие опухоль. Тогда на помощь приходит алкеран - он и "добивает" укрывшихся врагов.
Эксперименты с использованием нанопрепаратов давно проводятся на мышах и дают положительные результаты: до 30% полного прекращения роста опухоли. Ученые говорят, что по мере совершенствования нанотехнологий эффективность лечения будет повышаться.
Некому и нечего
НО ДАЛЬШЕ экспериментов с животными дело не идет. Чтобы разработать специальный томограф для людей и перейти к предклиническим испытаниям нанопрепаратов, требуется целевое финансирование. А его пока что никто не торопится обеспечить. Бесплатно заниматься оформлением документов и оценкой нанотехнологии некому, на это требуется не один день и много сил. Дать оценки и оформить требуемые документы, тестировать и писать отзывы лично Николай Антонович не может, поскольку является соавтором нанопрепаратов и устройств - иначе объективности не будет (кто же про свою работу скажет плохо?). "Пока мы ищем средства для продолжения исследований, немецкие ученые получили от правительства грант и успешно применяют нанотехнологии в медицине, - говорит Брусенцов. - А у нас готовы проекты: по созданию новых нанопрепаратов, специального ЯМР-томографа, способа магнитодинамической термохимиотерапии злокачественных опухолей". Все это сделали российские ученые. Теперь их мечта - получить средства для воплощения своих разработок в жизнь.