Наверное, если б врачи волновались и переживали за каждого своего пациента, то многие из них просто не смогли бы работать. Но иногда отсутствие участия и заинтересованности, проще говоря - шаблонный подход, может обернуться трагедией для больного человека.
У 37-ЛЕТНЕЙ женщины при обследовании в поликлинике на УЗИ случайно обнаружили большое количество узлов в печени. Онкологи пациентке сообщили, что у неё метастазы в печень из неизвестного очага и что при таком их количестве никакое лечение уже не поможет.
- Испробовав все стандартные в таких случаях варианты, обойдя онкологов, женщина пришла к нам, - говорит заведующий отделением хирургии печени и поджелудочной железы ЦКБ N 1 ОАО "РЖД", д.м.н., профессор Алексей СЕВЕРЦЕВ. - Но как-то не вписывалась её проблема в рамки стандартного злокачественного процесса. Ведь онкологи её наблюдали достаточно долго. Вроде рак последней степени, а она не умирает. Доктора, правда, хоть и удивились, но потом махнули рукой: всякое бывает, у тебя всё впереди. А внезапные покраснения кожи, сопровождающиеся общей слабостью, ощущением жара ("приливы"), высокие прыжки давления гинекологи, в свою очередь, отнесли на счёт раннего климакса. Однако всё это гораздо больше походило на симптоматику карциноида. Существует такая нейроэндокринная опухоль, нечто среднее между злокачественной и доброкачественной. Она встречается очень редко. Диагностировать её сложно из-за того, что первичный очаг чаще всего локализуется в органах, трудно поддающихся обследованию, - тонкой кишке, аппендиксе. Поэтому и случаи подтверждённых карциноидных синдромов - единичные. Отчего они возникают, для медиков тоже пока загадка.
Чтобы проверить свои предположения и найти всё-таки этот "неизвестный источник" метастазов, мы решили сделать пациентке лапароскопию. Это обследование, при котором через небольшие разрезы в брюшную полость вводятся крохотные телекамеры и по мере их продвижения практически все скрытые места кишечника и других органов отображаются на мониторе. И вот на лапароскопии мы нашли чёткий участок с подозрением на опухоль. Наверняка сказать было нельзя, потому что образование находилось со стороны слизистой кишечника. Чтобы поставить точный диагноз, потребовалась более расширенная операция. Пациентка согласилась. В результате на слизистой кишки мы обнаружили два образования с полсантиметра каждое. Они-то и давали такое количество метастазов в печени. А поскольку это карциноиды, или гормонально активные опухоли, они хорошо поддаются химиотерапии. Но не обычной, а специальными гормональными препаратами. Примерно так же, как больному сахарным диабетом не хватает инсулина, нашей пациентке не хватало определённых гормонов (соматостатина) - их оттягивали на себя опухоли. И если этот "дефицит" устранить, то и сами опухоли, и метастазы начнут рассасываться. Удалять их не нужно.
От себя добавим. Консультироваться у разных специалистов бывает полезно всегда, не только в случае тяжёлых заболеваний. А если доктора противоречат один другому (известно: сколько врачей, столько и мнений), выберите того, кому вы больше доверяете, чьё мнение кажется вам более авторитетным, и выполняйте его рекомендации. И никогда не сдавайтесь. Только так можно победить болезнь.