То, что человек может заснуть летаргическим сном без видимых признаков жизни, знали ещё в древние времена.
МЕДИЦИНСКИЕ хроники описывают немало удивительных случаев, когда люди, считавшиеся умершими, вдруг неожиданно воскресали. В Средние века такие чудесные "воскрешения" нередко связывали с колдовством и нечистой силой, но уже в эпоху Просвещения в Европе стали появляться общества по борьбе с мнимой смертью. Первое такое общество в Амстердаме за три года смогло в буквальном смысле вернуть "с того света" более ста человек.
В 1907 г. французский врач Легерн сообщил, что ему в течение двенадцати лет практики пришлось наблюдать 91 случай мнимой смерти. Причём Легерн отмечал, что половина из них обнаружена только благодаря задержкам при похоронах. Именно задержке с собственными похоронами был обязан жизнью один французский генерал, поражённый пулей во время наполеоновского похода в Россию. Его сочли убитым, а адъютант решил доставить останки генерала на родину. Естественно, во Франции тело оказалось не скоро. Накануне погребения верный адъютант зашёл в церковь взглянуть в последний раз на генерала. Когда офицер поднял крышку гроба, то заметил, что покойник тихо дышит. Приглашённые врачи быстро вернули его к жизни.
Французский кардинал Даннэ горячо ратовал за соблюдение при похоронах всевозможных предосторожностей, поскольку сам был принят за умершего, когда в двадцатилетнем возрасте заболел и впал в летаргический сон. Он отчётливо слышал все разговоры вокруг себя, разбирал все слова заупокойной молитвы, но не мог ни единым движением показать, что жив. Только на краю могилы он нашёл в себе силы застонать и тем самым спасся.
В начале XIX века в Вене организовали специальное учреждение, занимавшееся возвращением покойников к жизни. Медикам следовало пройти испытание с целью проверки их осведомлённости в данной науке. Для этого предписывалось опрыскивать мнимых покойников холодной водой. Были и более жёсткие способы отличия настоящей смерти от кажущейся. Бельгийский журнал "Медицина", например, предлагал поднести зажжённую свечу к одному из пальцев руки или ноги покойного и держать её так несколько секунд, пока на пальце не образуется волдырь. Если в пузырьке будет жидкость, то человек ещё жив. Если её нет, то покойника можно хоронить без опасения.
Накануне ХХ столетия некоторые доктора усердно рекомендовали оригинальный способ распознавания мнимой смерти с помощью свинца. Для этого они применяли бумагу, пропитанную раствором солей этого металла. Предполагалось, что в случае мнимой смерти эта бумага, положенная на рот умершего, должна почернеть. Такое явление происходит из-за выделения сернистого водорода, сопровождающего процесс разложения человеческого тела. Однако противники этого метода резонно возражали, что сернистый водород выделяется и при разложении пищи, находящейся в желудке человека, а сам он при этом может быть вполне живым.
Вскоре в исследованиях по распознаванию мнимой смерти стали использовать рентгеновские лучи. Исследователи сравнили рентгеновские снимки живых людей и умерших и заметили, что они существенно различаются. У мнимо умерших, как и у живых людей, изображения внутренних органов имели неясные очертания. Внутренние же органы умерших, оставаясь совершенно неподвижными, на снимках передавались отчётливо.
Хотя медицина развивалась и новые открытия способствовали борьбе не только с мнимой, но и с реальной смертью, люди по возможности старались отправить своих близких в последний путь, снабдив их всевозможными сигнальными устройствами. В Лейпциге такая сигнализация была установлена в городском морге. Каждый "покойник" с помощью шнура при своём "воскрешении" мог дать об этом весточку живым. Не были особой редкостью и гробы с окнами, через которые можно было наблюдать за умершим, и наоборот - гробы с перископами, через которые умершие могли наблюдать за живыми.