Как научить ребенка пользоваться часами и ориентироваться во времени?
Олег С и н я к о в, Новороссийск
ФОРМИРОВАНИЕ восприятия времени заканчивается лишь к 7-8 годам. До этого учить ребенка ориентации во времени - все равно что добиваться от него понимания закона Ньютона. Безусловно, и обезьяну можно научить считывать показания часов, но чувство времени сформировать раньше положенного практически невозможно. Однако учить ориентироваться во времени все равно нужно. Вот как это делается:
1. До семи лет ребенок ориентируется по своим внутренним часам - субъективному чувству, основанному на режиме дня и привычном ритме жизни. Замечено, что тот ребенок, который имеет строгий режим дня, лучше усваивает понятие времени, чем тот, который сегодня обедает в час, а завтра - в четыре. Поэтому прежде всего установите режим и следуйте ему неукоснительно. Через пару недель ребенок уже будет знать, что до обеда он идет гулять, после - отдыхает, затем играет и т. д., по расписанию. При этом ненавязчиво показывайте на часах, какую позицию занимают стрелки циферблата. Во избежание путаницы пользуйтесь исключительно стрелочными часами с арабскими цифрами от 1 до 12.
2. Дни недели усваиваются по тому же режимному типу. Когда все дома - воскресенье. По вторникам - плавание, по четвергам - изостудия и т. д. Месяцы - понятие слишком абстрактное для малыша. Поэтому не стоит эксплуатировать его память, ограничьтесь временами года - их четыре, и ребенок усваивает это легко. Заучивание последовательности месяцев и дней недели - совершенно бесполезное занятие. К шести годам ребенок сам "возьмет" информацию, которую в четыре и даже в пять в него приходится впихивать с большим трудом.
3. Триада "вчера-сегодня-завтра", пожалуй, самая трудная для усвоения. Многих родителей ставит в тупик вопрос: "А сейчас - уже завтра?". "Нет, сейчас - сегодня, а завтра будет завтра", - отвечает мама, не в состоянии справиться с этим философским вопросом. И не стоит себя утруждать, а то сами запутаетесь. Лучше возьмите календарь и на нем отмечайте наступление "сегодня" , наглядно показывая, где находится "вчера". Объясните, что "завтра" наступает тогда, когда ребенок поспит. При этом пользуйтесь понятиями "утро" и "вечер", которые разделяет обед и "тихий час".
4. Понятие "минута" и "час" объясняйте через категории "быстро" и "долго", "длинный" - "короткий". Не стоит углубляться в подробности, что из чего состоит. Вообще, при обучении восприятию времени всегда исходите из принципа наглядности. Тут-то вам и пригодится спрятанный в "долгий ящик" игрушечный циферблат.