Примерное время чтения: 4 минуты
256

Без меня он пропадет

Психологи давно заметили, что "алкогольные" браки удивительно прочны. Рядовой является ситуация, когда муж пьет, а жена, сетуя, что это не жизнь, а каторга, продолжает терпеть. И терпит десятилетиями. Что ее держит?

Случай из жизни

СЕМЕЙНЫЙ стаж Елены и Виктора около 35 лет. Примерно столько же он пьет. От алкоголизма лечился трижды, но трезвость длилась не более полугода, а затем опять запои... Бросить пить хотел бы, ведь досталось от попоек и жене, и детям: "Лена у меня золото, просто святая. Без нее не выжить", - говорит Виктор. На его монолог жена отвечает: "Да ладно, никакая я не святая". Так вслух говорит, а в подсознании стучит: "Да-да, я святая. Без меня давно бы Витька под забором валялся". Она грозила разводом. Не раз. Она категорически заявляла "или - или". И что же? А ничего. Еще одна попытка трезвой жизни, еще один срыв. И не разводятся. Объяснение звучит так: "Не могу же я его оставить, когда он старается выкарабкаться". И снова знакомый рефрен: "Без меня пропадет ведь".

Ты - мне, я - тебе

КАК НИ странно, но обоим супругам их тягостная семейная ситуация психологически выгодна. Только выгода у каждого своя

Виктор. Помимо удовольствия от опьянения алкоголь избавляет его от тревог, неуверенности в себе. Нравится ему и атмосфера драмы, волнений, обычно сопровождающая алкоголизм. Пусть иллюзорно, но они заменяют нормальную эмоциональную жизнь. В трезвости становится скучно, пусто. Впрочем, изредка муж идет на такую "жертву", что позволяет приглушить обычное для алкоголика чувство вины и набрать очки в свою пользу - поправить здоровье, заявить: "Могу и не пить совсем, продержался же полгода без водки!" Льстит и сочувствие, забота жены: "Умоляю, не пей. Ты только лечись, а я для тебя (за тебя) сделаю все, что хочешь". Обычная картина в клинике, где лечат алкоголизм: жены с увесистыми сумками вкусненького. Мужьям приятно.

Алкоголь (и это, вероятно, самое существенное) снимает ответственность за близких, за отсутствие душевной близости с ними. В некотором смысле алкоголь дает возможность оставаться вечным ребенком, избегая усилий воли, самоограничения, боли, без которых немыслима жизнь взрослого человека. Неслучайно одно из названий алкоголизма - болезнь безответственности.

Елена. Психологических выгод у нее не меньше! Сладостно сознавать, что столько лет выдерживаешь то, что другую сломало бы за неделю. Страдание в чем-то сродни героизму. В семье она - сильный партнер, принимающий решения и знающий, как поступить. Ощущение, что жизнь мужа полностью зависит от нее, поднимает критически низкое самоуважение Лены, усиливает чувство собственного достоинства. Объективности ради надо заметить, что Виктор без нее, разумеется, не пропадет. Но Елена не может быть объективной. Ей важно чувствовать, что она выше, лучше своего мужа, - этого настоятельно требует низкая самооценка. Кроме того, проблемы мужа - прекрасный повод ("некогда, не до себя") забросить собственные дела. Близких взаимоотношений Лена боится. Лучше спрятаться за безотказную формулу: "Витина проблема - алкоголь, моя проблема - Витя".

Загляни в себя

ПРАВДА в том, что проблема Лены - сама Лена, а не Витя. Но, как и он, она предпочитает жить в мире иллюзий. Протесты, угрозы развестись - дымовая завеса. На самом деле Елена, как и ее муж, получает то, что хочет. Только такой супруг ей и нужен. Их совместная жизнь позволяет удовлетворить глубинные, жизненно важные потребности - ежедневно подпитывать низкую самооценку, страданием зарабатывать чувство собственного достоинства, прикрывать болью слабость, свою несостоятельность.

И это только на первый взгляд Елена - женщина решительная, твердая. Под броней - хрупкая, боязливая, закомплексованная девочка, которая ужасно боится, что ее не любят, не ценят и могут бросить. И здесь страх - источник бесконечного терпения. Весы уравновешены. Никогда не кончится Витин алкоголизм, никогда не иссякнет "святость" Елены.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно