Примерное время чтения: 3 минуты
88

Это интересно (02.04.2003)

Лучше уступить землю, чем честь

В ПОХОДЕ против турок 1711 года Петр попал почти в безвыходное положение, его армия была окружена. Пришлось вступить в переговоры о мире. Когда царь узнал, что турецкий визирь одним из непременных условий заключения мира требует выдать ему молдавского господаря (князя) Кантемира, отдавшегося под покровительство России, он ответил:

- Я лучше уступлю туркам землю до самого Курска, нежели соглашусь на это. Всегда есть надежда отданное опять завоевать, но не сдержать данного слова - значит потерять веру и верность. Мы имеем своей собственностью одну только честь, отречься от нее - то же, что перестать быть государем.

Приди, посмотри и сделай лучше

В 1773 ГОДУ полководец Румянцев во время Русско-турецкой войны (1768 - 1774) с небольшим 13-тысячным войском по настоянию Екатерины II переправился на правый берег Дуная. Отразив ряд атак многократно превосходившей численностью турецкой иррегулярной конницы и рассеяв ее артиллерийским огнем, фельдмаршал, однако, после долгого раздумья решил не рисковать и повернул обратно. Но императрице хотелось в эту кампанию большего, поэтому при дворе Румянцев подвергся критике. По поводу обидных высказываний придворных полководец сказал:

- Все трудящиеся имеют меру и цену своим делам... Теперь остается против их возражений или затыкать уши, или сказать: приди, посмотри и сделай лучше!

А ты, майор, не ходи в халате

В ОДНОМ из походов Румянцев как-то утром повстречал на территории лагеря возле палатки майора в домашнем теплом халате и ночном колпаке. Тот хотел скрыться, но главнокомандующий как ни в чем не бывало взял его под руку и, любезно беседуя о пустяках, повел вместе с собой осматривать весь лагерь, выставив на всеобщее обозрение. Сам фельдмаршал, вставший ни свет ни заря, был в мундире, при орденах... Офицер был готов сквозь землю провалиться. В довершение всего главнокомандующий завел майора в свой шатер, где собрались на совет генералы, и в их присутствии угостил чаем. Отпуская сибарита, Румянцев не сделал ему замечания, даже малейшего намека на то, что офицер в неподобающем виде.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно