Примерное время чтения: 6 минут
102

Ваш выход, господин чиновник (19.05.2004)

Вопрос министру экономического развития и торговли Российской Федерации Г. О. Грефу

В декабре 2003 года В. Путин поручил, в том числе и вашему министерству, компенсировать потери, понесенные предприятиями инвалидов в связи с отменой налоговых льгот. Хотелось бы знать, что предприняло министерство в этом направлении?
С. К а р п о в, Москва

С 1 ЯНВАРЯ 2004 года вступила в силу глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК) "Налог на имущество организаций", в которой статьей 381 освобождаются от налогообложения:

  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В настоящее время НК в порядке статьи 56 для инвалидов и общественных организаций инвалидов предусмотрены следующие льготы.

  • Льгота по НДС выражена в освобождении общественных организаций инвалидов и других аналогичных организаций от налогообложения производимых и реализуемых этими организациями товаров, работ, услуг в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК.

  • Льгота по налогу на доходы физических лиц в соответствии со статьей 218 НК предусматривает увеличенный стандартный налоговый вычет для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц (3000 рублей), а также для инвалидов с детства и инвалидов I и II групп (500 рублей). Также предоставляется освобождение от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной, благотворительной и иной помощи (пункт 8 статьи 217 НК), доходы, не превышающие 2000 рублей за налоговый период с сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, доходы, не превышающие 2000 рублей за налоговый период с сумм возмещения (оплаты) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов.

  • Льгота по единому социальному налогу предусматривает освобождение от налогообложения суммы выплат до 100 тыс. рублей в пользу работника-инвалида для организаций, имеющих в своем штате инвалидов, и выплаты до 100 тыс. рублей в пользу каждого работника для общественных организаций инвалидов. Аналогичную льготу имеют инвалиды, получающие доход от собственной предпринимательской деятельности.

  • Глава 25 НК в виде льготы по налогу на прибыль организаций не учитывает для целей налогообложения целевые поступления, поступившие на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (пункт 2 статьи 251 НК). К расходам на оплату труда относятся также доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством (пункт 23 статьи 255 НК). Подпункты 38 и 39 пункта 1 статьи 264 НК предусматривают уменьшение налоговой базы на те суммы, которые направлены на социальную защиту инвалидов.

    Законом Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" освобождены от уплаты земельного налога инвалиды I и II групп.

    Законом Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" освобождены от уплаты налога инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства.

    Законодательство о налогах и сборах предусматривает возможность субъектам РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлять налоговые льготы по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам в части зачисления в региональные и местные бюджеты.

    В настоящее время приоритетным направлением налоговой реформы, проводимой Правительством Российской Федерации, является снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с одновременным сокращением налоговых льгот.

    В Правительстве Российской Федерации находятся на рассмотрении проекты глав Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество физических лиц" и "Земельный налог". Разработан проект федерального закона, направленный на возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на формирование резервов предстоящих расходов на проведение социальных, реабилитационных и других мероприятий (программ) в целях социальной защиты инвалидов общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов.

    Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ предполагается выделение из бюджета 7293 млн. рублей на исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    Начальник Управления общественных связей А. О. БОРИСЕНКОВА


    Вопросы министру финансов Российской Федерации А. Л. Кудрину

    1. Президент РФ Владимир Путин 4 марта 2002 года подписал Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". В соответствии с этим законом 10 категорий граждан, в том числе лауреаты Государственной премии СССР, получили право на надбавку. На эти цели было выделено порядка 210 млн. рублей. Однако в законе был пункт, согласно которому работающие граждане не имели права на такую надбавку к пенсии. Известно, что представители научных кругов предпочитают работать, нежели сидеть на пенсии. В связи с этим многие, как и я, надбавку не получают. Хотелось бы знать, куда поступают сэкономленные средства, выделенные на эти цели?

    С. И. П о т а п о в, кандидат исторических наук, лауреат Государственной премии СССР, Санкт-Петербург

    2. Как только в нашей стране случается какая-либо чрезвычайная ситуация, Министерство финансов мучительно изыскивает деньги на ликвидацию ее последствий. Однако, если подобное происходит за рубежом, почему-то средства на оказание помощи у нас моментально находятся. В связи с этим у меня вопрос: насколько экономически целесообразно помогать другим странам, когда в собственной огромное количество людей живет за чертой бедности?

    О. К о в а л ь, Москва

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно