Примерное время чтения: 6 минут
278

"Прости меня, доченька..."

Так сказала мама на смертном одре, и дочь маму простила. Теперь "доченьке" 65. У нее две старшие сестры. Она их любит, обожает, но... они не рядом. А рядом - никого! Приходит с работы поздно вечером в свою пустую, "холодную" двухкомнатную квартиру, и выть хочется от тоски и одиночества...

Не судьба...

В СВОИ 65 она все еще работает, и не просто работает, а, что называется, "до упора". Вроде бы - для кого работать-то? Для кого стараться? Для себя? Да. Здесь, на работе, она находит и радость, и успокоение от одиночества. Вот уже 23 года голос Розы Васильевны Батуриной, ответственного редактора районного радиовещания, ежедневно входит в дома павловчан без стука и приглашения, но в каждом доме он желанен, привычен и необходим.

...Родилась Роза в глухой деревушке Николаевка Сосновского района перед войной. Была младшей в семье, шестой по счету. Как говорят в народе, "поскребыш". А Розой ее назвали не просто так, а в честь Розы Люксембург. Тогда мода была такая - придумывать заковыристые имена: Марлен, Вилен, Ким, Электрон, Сталинит... А Роза - это еще ничего. Это нормально. Отец Розы, Василий Егорович, в Гражданскую воевал с Колчаком. Потом создавал колхозы. Был председателем...

На Отечественную ушел в первых рядах, прямо с хлебного поля, посевная еще не закончилась. До Берлина не дошел. "Ограничился" Сталинградской битвой и Курской дугой. Заработал два ордена Славы и 12 осколочных и пулевых ранений.

В школу Роза пошла в 6 лет, еще война не закончилась. Сначала ходила в свою, деревенскую, потом в сельскую, за 12 километров. Уезжала на неделю, там при школе и жила. Домой приезжала в выходные, на побывку. Каждый приезд - праздник, застолье, повод для песнопения.

- Семья у нас была голосистая, - вспоминает Роза Васильевна, - как отец с матерью запоют застольную, так вся деревня сбегается послушать. Потом мы с сестрами (у меня было четыре сестры) подхватили семейную традицию, на сцене ДК даже выступали.

После школы Роза поступила в культпросветучилище. Прослушивавшие ее специалисты сказали: "Вам можно экзамены не сдавать". Подумала, что не подошла, выпроваживают. Расстроилась до слез, а оказалось, что приняли без экзаменов. Окончила хоровое-дирижерское отделение за 2,5 года и уехала по направлению в Калининскую (ныне Тверская) область. Возглавила сельский клуб. Самодеятельность наладила, шефские концерты организовывала, кружки вовсю заработали... Там же и первую любовь встретила. Но... Она-то любила, а вот избранник, потешив свое самолюбие, надсмеялся над чувствами девушки.

Удар был настолько сильным, что она все бросила, умчалась без оглядки в родную деревню, заперлась в отчем доме в четырех стенах и месяц никуда не выходила. Наконец мама сказала: "Поезжай, доченька, в Павлово, тут ты совсем засохнешь, а там хоть работу подходящую себе найдешь".

И действительно, в райцентре Розочка снова расцвела. Устроилась в типографию линотиписткой. Человека неплохого встретила. Замуж звал. Посоветовалась с мамой, та и дала совет: "Доченька, замуж выходи только по любви! Не будет любви - не выходи!"

Так вот и получилось, что не вышла.

"Прости меня, доченька..." - сказала мама, когда умирала.

- Я маме благодарна. Она была права, - говорит Роза Васильевна. - Если бы я все-таки вышла тогда замуж, то все равно разошлась бы. Я это потом поняла.

...Работая в типографии, Роза стала писать заметки в местную газету "Павловский металлист". Потом начала брать интервью у выступавших в местном ДК знаменитостей. С кем только не довелось пообщаться: с Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Поладом Бюль-Бюль оглы, Галиной Ненашевой, Валентиной Толкуновой...

А самое первое интервью было с никому не известным тогда начинающим исполнителем Валерием Леонтьевым. Он признался Розе Васильевне, что впервые в жизни у него берут интервью. Откровенность за откровенность: она тоже созналась, что впервые в жизни берет интервью. Знаменательное событие и для него, юного артиста, и для нее, начинающего журналиста.

А в 1980 году ее пригласили поработать на районное радио. Роза согласилась, да потом так втянулась, так "впряглась", что никак не "распряжется" вот уже 23 года!

"У нас в районе 43 тысячи радиоточек. Еще в 50-х годах район был полностью радиофицирован, в каждой деревне, в каждом доме была радиоточка. Сейчас, увы, проводное радио обрезали, устарело, говорят, каменный век. А внедренные "Микроны" очень непрактичные, быстро выходят из строя, и получилось, что село практически осталось без радио. Недавно одна старушка приехала из глухой деревни, пришла к нам, рыдала, что единственную радость в жизни у нее отобрали - районное радио. Оторвали от мира..."

Иногда Батурину упрекают: мол, что-то у вас крен в сторону работяг получается, неужто с интеллигенцией неинтересно вам общаться - все доярки да механизаторы, а где врачи, учителя, инженеры?

Роза Васильевна очень просто объясняет эту ярко выраженную "однобокость": работяги, они проще, искреннее, рубят правду-матку, а интеллигенция поосторожнее, подипломатичнее, а стало быть, и разговор получается ровным, гладким, причесанным, обтекаемым и слишком уж заумным.

"Я очень люблю свой город, - мягким, задушевным голосом говорит Батурина, - очень люблю мастеровых людей нашего города, они славятся своими изделиями далеко за пределами области, хочу о них рассказывать, встречаться с ними, распространять их опыт. Люблю ходить пешком по нашим раздольным павловским полям. Иду, скажем, с задания широким полем и пою во весь голос: "По-о-оле-е, рус-ское-е-е по-о-оле-е..." Кто-нибудь со стороны посмотрит, скажет: "Пьяная баба идет". А мне просто хорошо и радостно, я русскую землю люблю, понимаете? Русскую душу люблю... И русские песни!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно