Старческое слабоумие... Оно подступает внезапно и непредсказуемо. И как жалко и страшно видеть в столь плачевном состоянии тех, кого ты привык почитать старшим товарищем, советчиком, опорой и подмогой. Особенно страшно - не приведи Господь, - если эта беда коснулась твоих родителей...
Варианты действий
К СОЖАЛЕНИЮ, далеко не у всех детей хватает сил, доброты и финансовых возможностей, чтобы обеспечить впавшему на старости лет в детство самому близкому человеку достойную жизнь.
Ведь это действительно немыслимо трудно и дорого! Когда твоя сильная и волевая в недавнем прошлом мама вдруг выходит из дома и теряется, а назад ее приводят - и хорошо, если приведут! - посторонние люди, когда она включает газ, но забывает чиркнуть спичкой, когда перестает узнавать детей и внуков, ходит под себя... Кто не сталкивался с таким ужасом, не сможет по-настоящему понять всех мучений семьи, имеющей такого больного.
А вариантов действий в таком случае не так уж и много. Кто-то может полностью пожертвовать своей работой и личным временем и посвятить себя уходу. У кого-то есть возможность нанять сиделку. Можно всеми правдами и неправдами пристроить родственника "на казенные хлеба" - в психоневрологический интернат. Но желающих это сделать - во много-много раз больше, чем мест в этих учреждениях.
И тогда остается вариант последний и самый распространенный - просто запереть безумца в комнате. На весь день. С утра до вечера. Чтоб не сбежал на улицу, не шагнул с балкона, не отравился газом и дом не спалил. Чтоб выл, как зверь, от одиночества, сидел грязный и голодный, терял остатки человеческого облика - от постоянного стресса уже и без того пошатнувшаяся психика деградирует со страшной скоростью.
Вот и все...
Немецкий проект архангелогородцев
"НЕТ, не все!"- сказали в социальной службе города Архангельска. И организовали... "ясельки для бабушек"!
Официально этот проект, созданный по немецкому образцу и с немецкой же помощью, называется "Центр реабилитации граждан, страдающих геронтопсихиатрическим синдромом", а по сути, ясельки - они ясельки и есть! Утром по адресам идет автобус социальной службы, который собирает подведомственный "контингент" с сумочками, куда заботливые родственники кладут смену бельишка и необходимые лекарства, и отвозит в местный социальный дом, где для них выделено помещение. Здесь весь день с ними работают психолог и социальный работник, их покормят завтраком, обедом и полдником, уложат поспать в "тихий час", при необходимости - переоденут и помоют... А главное - они не будут одиноки!
С 2000 года в Архангельске действует программа побратимства с немецким Эмденом. Заместитель мэра Архангельска по социальной политике Надежда Александровна Макарова сумела наладить по-настоящему доброе сотрудничество с немецкими "социальщиками". Ну а место для "яселек" нашли сами - архангельский центр социального обслуживания потеснился, дав помещение, социальные работники на чистом энтузиазме, своими руками привели в порядок несколько комнат, а с мебелью помогли спонсоры.
Пробудить душу, поддержать тело!
ПРЕЖДЕ всего, пожилым необходима медицинская помощь. Обеспечить ее - важнейшее дело местных социальных работников. Ну а потом, и это тоже обязательно, надо привить человеку уважение к собственному телу: для бабушек вызывают парикмахера, делают им педикюр, настаивают, чтобы они каждый день мылись. Откровенно сказать, бабулечки никогда в жизни за собой такого ухода не видели, даже когда молодушками были!
Следующий этап - эрготерапия. Слово немецкое, означает лечение искусством: старички рисуют, поют, делают поделки, с ними играют в развивающие игры. Особенна полезна игра в "Рассказы" - немцы подарили, а местные работники сами перевели инструкцию. Она помогает подтолкнуть людей к разговору, к настоящему общению. Ведь, наверное, одна из главных бед слабоумных стариков - что их никто не слушает. Вот они и замыкаются в себе, вовсе забывают, как речью пользоваться.
А в игре - смотрите: одна бабушка трясет баночку с фишками, выпало 5. Считают хором: раз, два, три, четыре, пять! Вспомнили счет. Передвинули фигурку на нужное число клеточек. Еще раз посчитали вслух. Попали на поле "покажи, как это делается." И вот начинается пантомима: одна бабулечка старается вспомнить и показать, как моют окна, а остальные - понять, что она изображает. Обсуждают, правильно или нет это показано. Вот и освежили в памяти нехитрое бытовое дело. А к вечеру будут печь шарлотку, и тоже все вместе вспоминать, как, что и за чем в этом процессе следует. И дружно да с разговорами съедят ее за чаем!
Немцы поначалу архангелогородцам очень помогали, приглашали на международные конференции, объясняли, что и как делать. Кстати, такое тесное сотрудничество и им самим полезно - когда пошел этот проект, социальщики города Эмдена получили в Берлине от своего правительства роскошную грамоту "За изменение социальной политики на северо-востоке России". Это очень престижная и не часто выдаваемая награда, ею очень гордятся.
Архангельский центр платный, но вовсе не безумно дорогой - родственники сдают официально, по договору, 1400 рублей в месяц. Ну а если больной совсем бедный и пенсию имеет самую минимальную, ищут спонсора - мир не без добрых людей!
И о молодых психохрониках позаботились в Архангельске. Ведь такие люди традиционно никому не нужны - сдадут их в интернат и забудут. А тут с ними работают, "дегоспитализируют", учат буквально всему: как выбрать одежду по погоде, как ходить в магазин, как соблюдать гигиену, дают им профобразование, адаптируют к коллективу.
Льготный облом
НАПРАВЛЕНИЙ работы у социальной сферы Архангельска традиционно было много. Содержали льготные парикмахерские, ателье, мастерские по ремонту обуви, развивалась сеть центров дневного пребывания для пенсионеров, был разработан перспективный план работы аж на 10 лет вперед. Но многократно помянутый недобрым словом 122-й закон зарубил всю эту работу, что называется, на корню. Муниципальные власти теперь не могут заниматься никем, кроме людей, находящихся под опекой и попечением. Ну ладно, хоть это и нелогично, чтоб с насущными нуждами самые беспомощные и слабые были вынуждены тащиться в непонятно какие инстанции далеко от дома - однако закон есть закон, давайте передадим центры дневного пребывания и все льготное бытовое обслуживание на региональный уровень! - согласились местные работники. Но не тут-то было! "Региональный уровень" отвечает: "Взять никого не можем, не предусмотрено финансирование!"
Столько людей, привыкших к заботе и вниманию, оказались буквально выкинуты из жизни! Теперь они ходят и просят городские социальные структуры: "Возьмите нас тоже под опеку! Мы согласны считаться слабоумными, лишь бы вы по-прежнему нам помогали!"
А со стороны на все это поглядишь и подумаешь: признать бы нуждающимися в опеке наших дорогих министров, эту нелепость льготную изобретших! Да и отменить ее к чертовой матери как созданную умственно неполноценными. То-то люди бы порадовались!