Примерное время чтения: 6 минут
89

Интернат и полковник

Пенсионеры любят писать письма. И газету "Долгожитель" тоже любят. Вот и пришли в редакцию сразу три письма от наших читателей, что проживают в Звенигородском интернате для престарелых и инвалидов. Жалуются, что коттеджный поселок под окнами построили, теперь в лесу погулять трудно - приходится длиннющий забор обходить. Еще жалуются, что почта нынче плохо работает - корреспонденция пропадает...

Жизнь есть жизнь - всегда найдется, на что пожаловаться в газету. Но начинаются-то письма, на удивление, почти одинаково - словами "Нам тут хорошо...".

Здесь не доживают. Здесь живут!

- ЧТО, и правда хорошо? - задаю вопрос директору Звенигородского интерната Владимиру Николаевичу Захарченко.

- Работаем! - по-военному четко отвечает тот.

Непростой тут директор - настоящий полковник! Пограничник. Куда только судьба не заносила. Даже на Памире пограничную заставу возглавлял.

- Непривычно, наверное, - интересуюсь, - после боевой-то службы таким беспокойным хозяйством рулить?

- А вы что думаете, граница - это одна только следовая полоса? В гораздо большей мере это забота о быте солдат, заготовка продовольствия, обустройство казарм и даже... водопоев для скота местных жителей. Что там ко мне со всех окрестностей народ со своими нуждами шел и каждому - помоги, что тут. Решаю хозяйственные вопросы, разбираю конфликты, о персонале хлопочу.

Звенигородский интернат, рассчитанный на 634 человека, функционирует с 1986 года. Сейчас тут 420 постояльцев: 292 мужчины и 158 женщин. "Ездил недавно по обмену опытом в один интернат. Там почему-то одни только бабушки, - рассказывает директор. - Скучная у них жизнь - не перед кем покрасоваться, перышки распушить. То ли дело у нас! Даже, бывает, семьи складываются. Я ведь как думаю - люди тут не доживают, а живут. И жить им надо полноценно".

Попадают в интернат в основном, конечно, те, кто находится в бедственном положении. Если у инвалида или его родственников есть материальный достаток, позволяющий нанять сиделку или помощницу, то предпочтение интернату никто не отдаст... Вот и селятся тут те, за кем некому ухаживать, - целый этаж лежачих; одинокие, кто сам себя обслужить не может, или те, кто остался по каким-либо причинам без жилья. Бывает, сгорел родной дом, а на восстановление денег нет или там такие условия, что без помощи старику не прожить - сил не хватает бороться с бытовыми трудностями. Тогда обращаются в соцзащиту по месту жительства. Те вначале обследуют, можно ли помочь на месте. И если есть показания для определения в интернат, а со стороны человека - желание сюда попасть, то выдается временная путевка сроком на полгода, чтобы можно было посмотреть, обжиться, принять окончательное решение. Случается, что новый постоялец по складу характера совершенно неприспособлен к общественной жизни и, как ни пытаются ему помочь освоиться, ничего не выходит. В таком случае высиживать полгода его никто заставлять не будет: можно и через месяц уехать - свобода превыше всего.

Не добавлять страданий

УСЛОВИЯ в интернате, конечно, не самые лучшие. Как правило, все, что получишь, - это койка в комнате на двоих. Бывает, что и по трое живут. Правда, правительство Московской области поставило задачу предоставить каждому ветерану отдельную комнату. "Второй этаж сейчас ремонтируем: там такие комнаты, мебель, телевизоры, удобства - закачаешься! Честное слово, и сам бы не отказался тут поселиться!" - смеется Владимир Николаевич.

Но таких условий пока на всех не хватает. Да и не все любят жить в одиночестве. Скучно. Однако всякое случается: каждому, к сожалению, не угодишь, как ни старайся. "Вот бабушка на прошлой неделе пришла, - рассказывает директор, - пропал любимый платочек. Все виноваты! То ли соседка стащила, то ли санитарка, когда убиралась, выкинула, а только жить она у нас больше не желает. Я чуть не до потолка прыгал, когда эта злополучная пропажа обнаружилась! Вам-то смешно, а для бабушки с тем платочком, может, самые светлые страницы жизни связаны. Я вообще так считаю: главное в нашей работе - не добавлять одинокому и не очень счастливому человеку новых страданий!"

Проблемы и беды

СОТРУДНИКОВ в интернате катастрофически не хватает. Из 320 должностей по штатному расписанию заняты только 130. Звенигород ведь "московская Швейцария", курортная зона, полно санаториев и домов отдыха, там могут предложить лучшую зарплату.

Да и склад характера, чтобы работать с пожилыми и инвалидами, надо иметь особый. Трудно это и никакими деньгами не измеряется.

Еще одна беда - бывшие зэки и алкаши. Эта категория "товарищей", даже попав в учреждение соцобеспечения, продолжает жить так, как привыкла. Чем мучает и своих соседей, и сотрудников.

"Купили видеокамеру и записываем "веселое" поведение наших гулен, а потом на большом экране для всех показываем, - рассказывает директор. - Многие, как узнают, что их снимали, бегут умолять: "Только не срамите! Исправимся!"

Каждый вновь поступающий на государственные хлеба заключает с дирекцией отдельный договор об оплате. Часть пенсии отчисляется за проживание, часть - остается у пенсионера. Но если совестливые и привыкшие жить "по правилам" ветераны войны и труда такие договоры подписывают спокойно и с полным сознанием правильности происходящего: "Как же иначе - меня кормят, за мной ухаживают..." -то некоторые "господа", всю жизнь прожившие "по понятиям", от подписания договоров отмахиваются, как от осенней мухи. И ничего с ними не сделаешь.

"Вот если бы для "неблагополучных" жильцов отдельные дома строили - всем меньше проблем было бы, - вздыхает Владимир Николаевич. - Но и на улицу их не выкинешь. Люди! Всех лечим, обо всех заботимся. Вот недавно купили сложную компьютерную технику в медицинский кабинет. Оказывается, если с помощью этих приборов натренировать человека правильно дышать, у него начинает заметно лучше работать сердце, снижается давление, увеличивается жизненный объем легких и как следствие - повышается продолжительность жизни. Кстати, продолжительность жизни и от хорошего питания зависит. Вот с этим у нас точно все в порядке: практически ни от каких поставок не зависим: свинарник свой, теплица превосходная, свежие овощи круглый год, даже грибы выращиваем. И повара у нас замечательные. Знаете, какую вкусную выпечку готовят? Не всякая хозяйка на родной кухне так сможет..."

Вот в этих домашних пирожках и цветочках на клумбах, в старании всего обслуживающего персонала по мере сил и возможностей помочь своим подопечным и заключается дух местной жизни.

Здесь живут. Живут, а не доживают, и это главное...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно