Лев Николаевич ИНДОЛЕВ родился в 1936 году, в Симферополе. После окончания геологического факультета МГУ им. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию и работал в геологических экспедициях, пока в 1971 году на полевых работах на Колыме не попал в автомобильную аварию. Шел сильный дождь, машина пошла юзом на не слишком надежном мостике и упала. Все, кроме Льва Николаевича, отделались ушибами, а ему не повезло - перелом позвоночника. Первая группа инвалидности. "Я - долгожитель в инвалидной коляске, - улыбается он. - Тридцать с лишним лет уже!"
Проблемы оптимизма
ДИАГНОЗ не оставлял места надежде на чудо, и, конечно, поначалу смириться с тем, что большой, сильный, энергичный тридцатипятилетний мужик отныне обречен на неподвижность, было очень трудно. Долго лежал в больнице, в одной палате четверо таких же, полутрупы по существу - сами повернуться не могли. И была там санитарка - интеллигентнейшая пожилая дама, она одно время Льва Николаевича даже французскому языку учила. Так вот - однажды, передвигая чью-то кровать, она прищемила себе палец на ноге. И потом неделю только об этом и говорила - как ей больно, как она страдает, и за что ей такие мучения! А когда, не выдержав этого постоянного нытья, он на нее рявкнул, бедная "дама с пальцем" очень обиделась. Как же так - такой, вроде бы, порядочный человек, а не оценил ее героического терпения! Ведь она с прищемленным пальцем пол продолжала мыть, а могла бы и бюллетень взять. Вот тут наступил первый "момент истины" - дело не в том, что с тобой случилось, а в том, как ты к этому относишься! Жизнь продолжается, даже если парализованы ноги. И вообще - кто сказал, что инвалиду недоступны дальние путешествия, интересная работа? Все ему доступно!
Выйдя из больницы, Лев Николаевич первым делом купил автомобиль с ручным управлением. Кстати, ныне свежий предмет его гордости - диплом кандидата в мастера спорта по ралли. Недавно получил, когда было уже за шестьдесят. А тогда, только водить начав, поехал в Крым и доказал самому себе, что если с детства умеешь плавать, то разучиться невозможно. Потом и в Москве записался в бассейн - и большая польза для здоровья, и удовольствие.
А работа? Ну, поначалу были недообработанные данные, привезенные из прежних геологических экспедиций, по которым он написал три монографии. Потом стало ясно, что геолог, не ездящий в экспедиции, - не вполне геолог, и пришлось заняться другим. Журналистикой. Сперва просто писал для разных газет, потом был ведущим телепередачи об инвалидах "Шаг из круга", существовала такая на четвертом канале, пока он не стал окончательно коммерческим. А теперь Лев Николаевич - один из основных авторов журнала "Русский инвалид". И еще написана книга, очень и очень полезная для тех, кого непосредственно коснулись проблемы такого рода, - "Жить в коляске".
Спорт... Спорт? Спорт!
У ЛЬВА Николаевича масса "крестников" - тех, кто, будучи парализован, не смирился с судьбой и во многом благодаря инициативе и пробивным способностям нашего героя заново нашел свое место в жизни. В мире широко распространен спорт для инвалидов. Видов этого спорта очень много, другое дело, что у нас о них услышали всего лишь около десяти лет назад. И одним из первых, кто стал популяризировать это важное и нужное дело, был как раз Индолев. Кроме участия в организации команд, которые ныне ездят по всему миру, весьма достойно представляя нашу страну на соревнованиях высочайшего уровня, он еще стал и инициатором до сих пор регулярно проводимого Международного фестиваля инвалидов на колясках "Воробьевы горы".
Так что Лев Николаевич - воистину "крестный отец" целого направления спорта в России.
Об отношении к инвалидам
НЕ ПОГРЕШИТ против истины тот, кто осудит нынешнее отношение к инвалидам в нашей стране. И никакие законы ничего не меняют. Дураку ясно, что человеку с тяжелым заболеванием надо много лекарств. А в бесплатный список, сокращающийся, к тому же, как шагреневая кожа, включено до смешного мало и совсем не то, что нужно. Ну попробуйте купить все необходимое такого рода больному для элементарного поддержания жизни на 1500 рублей пенсии! А еще оставить что-то на питание...
Да, принято решение о строительстве пандусов для передвижения на инвалидной коляске. И в новых подземных переходах их даже строят. А сколько старых, необорудованных переходов встретится на вашем пути? Посчитайте. А еще остается отсутствие в домах лифтов, или же - отсутствие грузовых, невозможность попасть на коляске в метро и городской транспорт, непредусмотренность туалетов для инвалидов в общественных местах, эх, да что перечислять! Конечно, Льву Николаевичу, который часто бывает за границей, то на конференциях, то со спортсменами, есть с чем сравнивать...
Ведь в захолустном шведском городишке, когда сопровождающие инвалидной команды по волейболу приготовились, как всегда, перенести в вагон поезда сперва его самого, а следом коляску, местные железнодорожные служащие пришли в ужас: "Что вы, как можно! У нас для этого предусмотрен специальный погрузчик!" "Да мы привычные, да нам не тяжело!" - отговаривались наши. Однако погрузчик немедленно подкатили и, невзирая на возражения, легко и быстро переместили Льва Николаевича вместе с коляской в тамбур. А потом был еще шведский городишко, где в привокзальный пивбар вели ТРИ (ровно три) ступеньки. И рядом - лифт для инвалидов. Да, лифт на три ступеньки, потому что инвалид тоже имеет право культурно посидеть с кружечкой пивка! Нет, нам не понять...
Дело в том, что в России человека в инвалидной коляске привыкли воспринимать как попрошайку, и все тут. Лев Николаевич уже почти не реагирует, то есть не принимает близко к сердцу, если, когда он отправляется по своим делам на улицу, какая-нибудь сердобольная бабулька вдруг неожиданно сует ему в руку рублик или торговка на рынке - яблочко. "Спасибо, - говорит, - мне не надо". Не все понимают с первого раза. Кто-то смущается и извиняется, а кто-то - фыркает, что, мол, заелся нищеброд, рубля, видишь ли, мало!
В таких случаях Лев Николаевич всегда думает о том, что, для преодоления отношения к инвалиду как к балласту и отбросу общества, у нас должно, как видно, пройти еще не одно столетие, причем желательно хорошей и сытой жизни. Ах, мечты-мечты...
Человек не должен быть один
ЛЕВ Николаевич по роду своей деятельности часто сталкивается с глубочайшими человеческими трагедиями. Каково жить мужику, внезапно волею судьбы превратившемуся из кормильца и добытчика - в обузу, или женщине из красивой и желанной - в полутруп на колесах! Он не устает объяснять, что отчаиваться нельзя! И поэтому, если не дай бог с вашим близким человеком или с вами произошло несчастье, не забывайте, что есть два варианта развития событий. Первый - если это оказалось неорганическое повреждение и при правильной и интенсивной терапии постепенно идет положительная динамика, то, конечно, необходимо бороться за здоровье всеми доступными (и недоступными) средствами. Но если все усилия пропадают даром и в течение первых полутора лет после травмы никаких улучшений нет, значит, увы, это уже непоправимо. Смиритесь с этим и не тратьте время, деньги и, главное, надежду на пустые обещания газет, телевидения и разных магов-шарлатанов, которые гарантируют исцеление. Деньги вытянут, нервы тоже, а результат - полный пшик. И потом невыносимо трудно заставить такого "дважды пострадавшего" - от паралича и от обманутых надежд - собраться с силами и учиться жить заново.
Помоги себе сам!
ПОЭТОМУ первая заповедь - не надо жалеть "бедненького и несчастненького", этим вы только подрываете его волю к жизни. Напротив, нужно сосредоточиться на том, что отсутствие ног - не главная потеря. Человек должен не только научиться ни от кого не зависеть в бытовом плане, но и употребить всю силу воли на то, чтобы найти в жизни новый интерес, увлечение, дело. Конечно, надо будет произвести кое-какие переделки в жилище - возможно, расширить двери, сделать пологий съезд вместо ступенек, ликвидировать пороги между комнатами. О том, как со всем этим справиться, дает ответ книга "Жить в коляске". Там подробно изложена технология переустройства жилища, методы самостоятельного ухода за собой (чрезвычайно важный момент, ведь даже перебраться с кровати на кресло - задачка не из легких), методика подбора инвалидной коляски и масса другой полезной информации. Эту книгу можно выписать по почте, и ее вышлют наложенным платежом, если обратиться по адресу: Москва, 117415, ул. Удальцова, 11, Центральное правление Всероссийского общества инвалидов. Цены весьма умеренные.
А главное - не оставлять человека один на один с бедой! Всегда помните, что, если рядом с вами инвалид, ваша реальная помощь ему - не рубль в шапку, а общение, посильное содействие в решении проблем и, в конце концов, информация о том, что он не одинок и что жизнь не кончилась!