Часто, столкнувшись с несправедливостью нашего жилищно-коммунального бытия, мы, махнув рукой, отходим в сторону: все равно концов не найти! Оказывается, можно. Житель подмосковного города Жуковского выиграл суд у жилищно-эксплуатационного треста. Мировой судья признал, что содержания и обслуживания жилья трест не проводил и не вправе требовать за это оплаты. Более того, раскошеливаться пришлось тресту.
Хочется тепла
ДВИЖУЩАЯ "пружина" этого почти восьмилетнего конфликта легко познается на ощупь - достаточно зимой зайти в одну из квартир с 5-го по 9-й этаж в д. 14 по ул. Левченко (что на окраине Жуковского) и потрогать батарею. Ледяная!
Обделенные теплом жильцы, естественно, не раз и не два обращались и в домоуправление, и выше - в городской жилищно-эксплуатационный трест под названием МП ЖЭТ. Сначала - с просьбой наладить отопление. Слесари приходили, сочувственно морщили лбы, потом что-то колдовали в подвале - и батареи теплели. На два часа. А как только уйдут - все возвращается "на круги своя"... Потом жильцы стали просить хотя бы пересчитать плату за отопление, ведь комнаты приходится обогревать электричеством. Ноль внимания. Спустя пять лет у одного из жильцов, Анатолия Антоновича Печенина, терпение лопнуло и он перестал выплачивать жилищно-коммунальные платежи. Все. А как еще достучаться до каменного сердца "монстра"?!
Наш герой не хотел быть в долгу перед предприятиями-смежниками ЖЭТа - они свои обязательства выполняют, их-то за что наказывать рублем? Но жилищно-коммунальная квитанция в Жуковском единая и неделимая, исправлять ее нельзя. И Анатолий Антонович предпринял "ход конем": отправился в расчетный центр и попросил, чтобы его долги по коммунальным услугам (т. е. все перечисленные в квитанциях позиции, кроме первой, - содержание и обслуживание жилья) "слили" в отдельную квитанцию. И оплатил ее. Ну а за содержание и обслуживание жилья вносить деньги отказался наотрез. Поскольку, по его мнению, ни содержания, ни обслуживания не было и нет.
"Бум судиться?" - "Бум"
В ДЕКАБРЕ 2004 г., спустя два года после начала акции протеста, Анатолий Антонович получил повестку от мирового судьи: трест предъявил ему иск о взыскании задолженностей. Почему через два? А потому, что исковой срок давности по таким делам три года (это читателю стоит запомнить). Печенин в ответ - встречный иск: "Поскольку МП ЖЭТ не выполняет своих обязательств и тем самым наносит жильцу материальный (и моральный) ущерб, прошу взыскать..." И следовала сумма - тоже немалая. Впрочем, львиную долю ее составляла плата за электрообогрев холодной комнаты, так что все по справедливости...
И грянул суд. Длился он почти четыре месяца. Чего только не было за это время: комиссии и заседания, ходатайства и контрходатайства, обращения и обследования... Трест защищался геройски. То есть обвинял оппонента во всех мыслимых грехах: он де самовольно заменил "родные" пластинчатые конвекторы на чугунные радиаторы - потому батарея и не греется. Хотя всем известно, что эти конвекторы уже лет десять как сняты с производства, ибо показали свою полную неэффективность. И все, кто мог, давно уже их поменяли на старые добрые "чугунки". К тому же попробуй сделай это самовольно, без жэтовского сантехника, ведь перед заменой надо воду слить, а потом залить ее снова. И проверить герметичность соединений. Пошли даже на такую авантюру: открыли выпускные вентили отопительного контура, так что он весь стал промываться горячей водой, поступающей из тепловой магистрали. И злополучная батарея (помните слесарей из начала нашего рассказа?), конечно, потеплела. Вот, глядите! Но... Куда, как вы думаете, девается при этом горячая вода? Правильно, потоками стекает на пол подвала. Тут уж взвыли жильцы первого этажа: весь пар-то идет к ним в квартиры! Пришлось закрыть вентили. И батарея опять остыла...
"Тут-то все и всплыло..."
ЧТО же удалось установить суду в ходе заседаний? Прежде всего основной "камень преткновения" - отопительный стояк - действительно горячую воду в батарею не проводит, скорее всего, чем-то забит. Его надо менять. Правда, сделано это будет, по ЖЭТовским планам, не сейчас, а... м-м-м... в две тысячи лохматом году. Пуск тепла из года в год проводился с опозданием, хотя по правилам отопительный сезон должен начинаться, когда температура воздуха за окном станет ниже +10 градусов. Подвал - в чудовищно антисанитарном состоянии, периодически заливается водой и нечистотами из трещин и свищей в трубах. На канализационном колодце много лет нет крышки, и в окна первых этажей ползет специфический "аромат". И в подъезде тоже грязь и антисанитария, уборка только на словах. Косметического ремонта не было за восемь лет ни разу, хотя по правилам он должен проводиться каждые три года. На ограждениях лестницы кое-где даже перил нет. Что еще? Благоустройство придомовой территории? Этим благородным делом занимался как раз Печенин, а никакой не трест: вскапывал землю, сажал траву и кусты, убирал мусор и т. д. - в чем неоднократно и был замечен соседями.
Вот и получается, что ничего такого, что входит в понятие "содержание и обслуживание жилья", ЖЭТ не производил. Если авария - починит, куда ж деваться. А более ничего. Что, знакомая картина?! И смех, и грех: когда все это всплыло, трест - видно, с отчаяния - начал бомбардировать суд актами выполнения работ: вот тогда-то мы прочистили канализацию, а вот такого числа сделали уборку подъезда. Да вот беда: все акты составлены задним числом и самими жэтовцами. А вызванные в суд в качестве свидетелей жильцы дома нарисовали совсем другую картину...
"Кто был охотник, кто добыча..."
КОГДА мировой судья Юрий Яковлевич Макаров читал свое решение: в иске МП ЖЭТу отказать, встречный иск гражданина Печенина удовлетворить (правда, урезав моральный ущерб с 4 тыс. руб. до 2), я посмотрел на участников процесса. Никакой радости на лицах, одна усталость и опустошенность... Допустим, с жэтовским юристом понятно, ну а победитель? Мы переглянулись, и я понял, что он думает то же, что и я: "Господи, сколько времени и нервов потрачено - и ради чего?! Чтобы доказать очевидное... Разве может Россия снова стать великой страной, если ее граждане вместо того чтобы растить хлеб, плавить сталь и запускать космические корабли занимаются подобными дрязгами?!"
Поменять кусок трубы - это два дня работы. И не пришлось бы тягаться в суде. Да и во время процесса это не поздно было сделать: сколько раз судья предлагал сторонам мировую! Но только трест на это не пошел, даже в самую последнюю, критическую минуту палец о палец не ударил. Значит, либо был до идиотизма уверен в своей правоте и безнаказанности, либо денежки, выделенные на ремонт, куда-то ушли без остатка. А скорее всего - и то, и другое...
Что было дальше? Трест опротестовывать решение суда не стал. Правда, и платить положенное тоже не спешил. Ведь с чего началось первое судебное заседание в декабре? Представитель ЖЭТа представил судье справку о том, что на банковском счету у славного треста нет ни копейки. И на этом основании попросил отложить уплату госпошлины - до окончания процесса. Чем не сцена из "Золотого ключика". Помните, как Карабас-Барабас жаловался судье на злодея-шарманщика? Тогда, в декабре, эта уловка не помогла. И теперь, в июне, случилось то же самое. Спасибо судебным приставам - только с их помощью наш герой сумел получить отсуженную сумму. Ну да бог с ними, с деньгами. Мы-то с вами понимаем, что судился Анатолий Антонович с трестом не из-за "презренного металла". Просто надоело, что тебя держат за барана. На-до-е-ло. А вам - нет, уважаемый читатель?
Вместо эпилога
ЗАДУМАЙТЕСЬ: из года в год коммунальные платежи растут и растут. А лучше от этого не становится, тугой клубок проблем российского жилкомхоза запутывается все туже и туже, деньги уходят как в песок. Отдельные светлые "пятна" (как правило, в элитных районах столицы) только подчеркивают беспросветность общей картины. За какую нитку потянуть, чтобы не запутать клубок? Может быть, за эту - правовую? Конечно, тем из нас, кто в силах... "Ответственность" - вот оно, волшебное слово для любого "ЖЭТа-потрошителя"! Вот "золотой ключик" к его "каменному сердцу". Тем более что новый Жилищный кодекс РФ сейчас придает отношениям между предприятиями ЖКХ и жителями гораздо более определенную организационно-правовую форму, чем прежде. Я имею в виду договор управления, который (согласно ст. 162 ЖК) должен быть заключен между жильцами многоквартирного дома и обслуживающей дом организацией. Тому, кто пойдет по проторенной Анатолием Антоновичем дорожке, будет уже проще, ведь он начнет отстаивать свои права, держа в руках этот документ. Где четко расписано, кто кому чего должен. Тогда, может, и судиться не придется, по крайней мере, по четыре месяца... Ведь правовое государство начинается на нашей лестничной клетке!
Смотрите также: