"Мина замедленного действия" тикает под нашими домами с 1 марта 2005 г. А сработает она после 1 января 2007 г. Кто из нас, приватизировав свою квартиру в 90-х годах, думал, что теперь, спустя много лет, получит "в нагрузку" обязанность капитально отремонтировать дом, в котором она находится?! Но не все потеряно, еще можно превратить беду в победу. "Помиловать нельзя казнить" - где поставит государство Российское судьбоносную запятую?
Разруха на наши плечи
"МЕНЬШЕ знаешь - крепче спишь" - справедливость этой пословицы легко проверить, прочитав новый Жилищный кодекс (ЖК) РФ... С 1 марта сего года он реально превратил россиян в собственников своих домов, окончательно сняв бремя ответственности за содержание и ремонт (не комнат и квартир, а именно домов в целом!) с государства и переложив его на собственников жилья. Но и тем, кто живет в неприватизированной квартире или комнате, не стоит обольщаться: в части платежей их доля будет мало отличаться от доли собственников жилья. Надо ли говорить, что все это означает совсем не тот уровень тарифов на услуги ЖКХ, к которому мы привыкли... Впервые мы это почувствовали в январе этого года, получив новые квитанции. Но это "цветочки", время "ягодок" еще впереди. Оно придет, когда ребром встанет вопрос о капитальном ремонте домов.
Сейчас в среднем по России износ жилищного фонда оценивается как 70-80%-ный, нормативные сроки капитального ремонта многих домов давно минули. Стоит пройтись по нашим грязным подъездам, заглянуть в похожие на преисподнюю подвалы (с трубами, где хомут на хомуте и хомутом погоняет!). И в голове забьется одно слово: разруха. Если все так и будет идти - лавина техногенных катастроф настигнет нас скоро и неизбежно. Да, собственно, кое-где она уже началась...
Но если мы сопоставим наши новые обязанности по содержанию и ремонту домов с катастрофическим состоянием этих домов (разумеется, не всех, но очень и очень многих!) - тут впору за голову схватиться. Ведь сколько ни тяни резину с ремонтом, а когда-нибудь его делать придется. Кто за это должен платить?!
Если следовать логике ЖК, ответ однозначен: собственник. Приобретая жилье, новый собственник приобретает и право собственности на долю в общем имуществе дома (ст. 38), а с ним и часть обязательных расходов на его содержание (ст. 39). Ну а дальше уже недвусмысленно говорится, что обязанность по оплате расходов на капремонт дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности. И при переходе права собственности на помещение к новому собственнику переходят и обязательства предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт дома (ст. 158 ЖК). Вот такие общие принципы.
Обман в законе
ПРАВДА, с их реализацией не все так просто... Что касается "штучных" гражданских сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования и прочих - тут никаких возражений быть не может. Решаясь на сделку, новый собственник должен оценивать все последствия своего решения (в том числе - и необходимость участвовать в капремонте дома). Но, согласитесь, массовая приватизация жилья образца 90-х годов - это совсем другое дело. Что же касается перехода обязательств по капремонту, тут нас всех просто обманули: в законе "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 4.07.91 сказано, что приватизация в домах, требующих капитального ремонта, проводится на общих основаниях. И после приватизации за бывшим наймодателем (т. е. государством) сохраняется обязанность проводить капитальный ремонт дома (раздел II, ст. 16). А с 1.01.07 эта норма вдруг действовать перестает (см. п. 2 ст. 2 закона "О введении в действие ЖК РФ").
Тут законодатель явно схитрил. Как должна быть решена проблема всероссийского "недоремонта", образовавшаяся из-за хронического невыполнения государством своих обязанностей, - об этом в ЖК не сказано ни слова, щекотливый вопрос тщательно обойден. Ну а раз так - остается предположить, что таким образом - без лишнего шума - нас "грузят" повинностью отремонтировать за свой счет старые дома. Причем оцените "многоходовку": яму для "мины замедленного действия" вырыли в 1991 г. - законом о приватизации жилья, саму "мину" заложили в 1994 г., объявив собственников жилья одновременно и общедолевыми собственниками домов в целом (Гражданский кодекс РФ), "часовой механизм" запустили в январе 2005 г., когда был обнародован новый ЖК с положениями 158-й статьи, а сработает "мина" только после 1 января 2007 г., когда утратит силу раздел II Закона о приватизации жилья и власти смогут на законных основаниях требовать с нас деньги на капремонт. А это - триллионы рублей...
Впрочем, этот иезуитский план едва ли будет реализован в своем первозданном виде: у простых людей нет таких денег, а богачи в трущобах не живут.
Решение проблемы
КОНЕЧНО, отвечая на вопрос: "Кому платить?" - можно следовать и другой логике. Из самых "верхов" нашего правительства частенько раздаются голоса, что очень трудно определить точки, в которых можно было бы безболезненно и с эффективностью использовать средства Стабилизационного фонда.
На такие высказывания так и хочется закричать в ответ: "Есть! Есть такие точки! Это наши ветхие дома, стосковавшиеся по капитальному ремонту!" Причем для вложения денег не надо будет искать каких-то особых - некоррумпированных - чиновников, сгодятся и самые обычные. Секрет прост: контролировать расходование бюджетных средств должны сами жители того дома, в котором делается капремонт. Попробуй их подкупи!
Если подумать, ликвидация "недоремонта" - это один из самых лучших способов применения нефтедолларов. Это не только резко улучшит общую социально-экономическую ситуацию в России, но и поднимет доверие народа к правительству, а инфляцию если и вызовет, то самую минимальную, поскольку доля зарплаты в общих затратах тут очень невелика. Ликвидация "недоремонта" будет лучшим стимулом развития стройиндустрии и инфраструктуры ЖКХ (а это и есть инвестиции в развитие отечественной промышленности, которых сейчас так ждет Россия).
Но главная прелесть в том, что в этот механизм заложены простые средства защиты от нецелевого использования (а проще сказать, разворовывания) бюджетных средств.
Посмотрим сквозь "окно в Европу". Вот такие слова пришлось некогда услышать автору от гостьи из Литвы: "После того как Литва стала независимой, наша жизнь резко изменилась. И в том, что касается коммунальных дел, тоже. Отопление нашей трехкомнатной квартиры стало тянуть примерно на сто долларов в месяц... В общем, нам пришлось сделать в доме большой ремонт, мы полностью заменили всю отопительную систему, выбросили старые трубы и батареи, а потом и вообще отказались от услуг "Теплосети". Теперь наша квартира в небольшом двухэтажном доме в центре Вильнюса отапливается своей системой АОГВ. Это очень удобно: если мороз - прибавишь жару, оттепель - убавишь, хочешь сэкономить - отапливай как следует только одну комнату. Теперь за все коммунальные услуги в месяц мы платим около сорока долларов. Где взяли деньги на ремонт? Сами все это мы, конечно, не потянули бы. Нам сказали: создавайте в доме жилтоварищество, берите льготный кредит - и вперед! Так и сделали. Деньги в банке нам дали с рассрочкой на десять лет, причем 30% суммы составила безвозмездная государственная дотация, так что погашать придется только оставшиеся 70%..."
Кто мешает нам сделать то же самое: принять государственную программу, создать соответствующие фонды (наподобие ипотек) и начать давать товариществам собственников жилья в многоквартирных домах целевые кредиты на льготных условиях? Попутно будет решена и проблема преодоления нашей психологической инерции, которая сейчас так мешает созданию этих самых ТСЖ. Ясно, в таких благоприятных условиях жилтоварищества начнут возникать как грибы после дождя. Причем проконтролировать процесс расходования денег здесь будет проще, чем где бы то ни было. Ибо жильцам дома - если они деньги разбазарят, а ремонта не сделают - не придется потом обижаться ни на кого, кроме самих себя...
Как видите, при желании можно превратить "камень на шее" рядового россиянина в мощный "рычаг-противовес" для подъема благосостояния и возрождения экономики России. Еще не поздно!