И у начальников, и у подчинённых бывает много претензий друг к другу. Как друг друга исправить? Или правильнее потерпеть? А если начальник - тиран? Если подчинённый - лентяй? Об этом - беседа с о. Георгием БРЕЕВЫМ, одним из старейших священников Москвы, духовником всех московских клириков.
Научись руководить собой
- ОТЕЦ Георгий, как вам кажется, почему начальники и подчинённые бывают друг другом недовольны?
- Как у нас когда-то начались революционные разрушения? Стали кричать - начальника нам не надо! Анархия - мать порядка, пусть господствует стихия! А где разум? Ведь у всего должно быть разумное начало, оно должно обуздать стихийные силы, положить им законы, дать им правильные отношения.
Структура любого человеческого объединения иерархична. Начальствующие лица появились сразу, как только возникло человеческое общество. Сначала главным был родоначальник - недаром у этого слова общий корень со словом "начальник". Отношения строились на священных принципах: начальник - не просто лицо, облечённое властью, он ещё и Богом благословлённый. Апостол Пётр говорит: "Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите". Здесь выражены те духовные принципы, по которым и начальники, и подчинённые могут разумно и полезно строить здоровые отношения.
Подчинение - оно везде, даже в семье: "Жена да убоится мужа своего". Хотя мы понимаем, что это не тот страх: ты благоговей, ты почитай его как главу семьи. Причём даётся аналогия: как Христос - глава Церкви, так муж - глава семьи. И разве это плохо? Господь сказал в Евангелии: если кто хочет быть первым - пожалуйста, не запрещается! Но ты будь тогда примером в первенстве: примером в любви, смирении, долготерпении, снисхождении, умении разумно вести дело.
Когда человек себя смиряет, тогда он способен разумно расставить свои отношения к другим, к себе, к Богу. Стяжи мир - и люди сами вокруг тебя будут этим миром заряжаться, поддерживать благоустроение. Ты должен внутренним благочестием убедить людей в том, что полезно и необходимо.
Господь прямо обрубил все стремления к власти, к начальствованию: "Всякий возносящийся смирён будет, а всякий смиренный будет вознесён". Т. е. ты сначала научись обуздать себя, потом ты научишься людьми правильно руководить. Но попробуй сначала собой руководить! Пётр I говорил: "Я смирил стрельцов, Софью, шведов разбил, а себя я не могу никак смирить". Отсюда и беды всякие.
- Есть расхожее мнение, что власть портит человека...
- В житиях святых читаешь, как им предлагались большие посты, а они уходили. Власть даёт большое право: сказал слово - и человек тебе должен подчиниться, потому что ты начальник. А какое слово ты сказал? Вот тут многие понимали, что власть даёт чувство собственной высоты. Я же не могу сказать себе, что я дворник, когда я генеральный директор крупного предприятия и у меня тысячи людей в подчинении!
Человек такого положения должен очень глубоко видеть разные взаимосвязи, решать со здоровых разумных позиций. Он оправдает любое доверие, если будет понимать: "Сегодня меня судьба занесла так высоко, а завтра, может, столь же низко опустит, если я зазнаюсь".
- А вы кому-то отказываете, когда приходят советоваться, идти или не идти на более высокую должность?
- Дело в том, что к священнику не пойдут, чтобы получить благословение на чисто эгоистический акт: "Батюшка, дай мне благословение, я хочу господствовать". Хотя один больной человек сказал мне: "Я на Бога ропщу, хулю Его, потому что я должен был бы императором стать". Ясно, что это проявление шизофрении. Я говорю: "Ну что ж ты, милый, сначала ведь надо было родиться в императорской семье, в каретках покататься, чтобы нянюшки сопельки тебе утирали, получить образование соответствующее. А ты-то откуда взялся, шустрый такой?"
Но бывают и такие случаи, когда человек приходит со смирением: "Батюшка, мне тяжело, я боюсь такой ответственности". Люди благочестивые заранее думают: а справлюсь ли я? Оправдаю ли доверие, которое мне оказывают? При таком отношении должность будет и этому человеку, и другим на пользу.
Почитать - не значит льстить
- СЕЙЧАС часто случается, что в коммерческой структуре произвол начальника ничем не ограничен. Что бы вы посоветовали подчинённым, у которых начальник - деспот и самодур? До каких пор имеет смысл терпеть?
- Ну что я могу сказать? Куда денешься, если дорожишь куском хлеба. Я не подчинился, а он мне ответил: "Ну и уходи вон! За дверью ещё сотни таких ждут". Тут надо смотреть по ситуации.
Сейчас у многих нет нужной меры воспитания. Говорят, что во время войны солдат становится генералом - так может жизнь обернуться в период сильных катаклизмов. Человека волна выбрасывает в большие начальники - а он не подготовлен, не воспитан! Он сразу заелся, зазнался, сразу из него полезло всё то, что он в себе не отработал. Сейчас это частая картина, и люди от этого страдают.
- Разве не вредно душе терпеть такого начальника?
- Нет, терпение никогда не было вредно. Когда мы читаем апостола Иакова, он не просто говорит "терпение", а "многотерпение". "Терпением вашим созидайте души ваши". Но для этого нужно духовно правильное отношение, чтобы не пойти по пути озлобленности, агрессивности. В человеке можно пробудить стихийные злые силы. Но если у него есть глубокое принципиальное понимание добра и зла, он всегда может остановиться и сказать: "Нет, мой начальник останется таким, каков он есть, его не перевоспитаешь, Бог над ним судья. Может, завтра дойдёт это до высшего начальства, его снимут, уберут куда-нибудь, а мне надо потерпеть". Терпение всегда духовно воспитывает, это подвиг. Господь не говорит, что со временем уже не нужно будет терпеть - одна ситуация кончится, а другая может возникнуть. Но человек, внутренне вооружённый этим разумным принципом, всегда знает меру - где ответить, а где суд предоставить Богу. Ведь Сам Господь сказал: "Мне отмщение и Аз воздам!" Терпение только сохранит вашу личность, ваше достоинство на высоте. А тот, кто творит зло, сам себе копает яму.
- За такое отношение к начальствующим христиан часто обвиняют в раболепстве, рабской психологии...
- С одной стороны, в христианстве действительно есть принцип почитания начальствующего лица. Но это как раз и есть стержень правильных, здоровых отношений в обществе в любой исторический период. Если этого не будет - будет "закон тайги": кто сильнее, тот и прав. Если я волк, значит, могу съесть овечку.
С другой стороны, мы видим, что Спаситель, когда видел зло, призывал к исправлению, противостоянию. Но - не с помощью зла! Когда апостол Пётр поднял меч, Спаситель сказал ему: "Поднявший меч от меча и погибнет". Хотя начальствующий имеет право власть употребить (неслучайно в апостольские времена люди, облечённые властью, носили при себе оружие), но - только в случае разгула дурной, злой силы.
- Как тогда различить уважение к начальнику и подхалимство?
- Надо смотреть на своё сердце. Господь сказал, что всё дурное и всё хорошее - не от рук, от действий, а именно от сердца. Т. е. нужно внутри себя понимать, где кончается естественное почитание начальника и начинается ласкательство. Человекоугодие портит и начальствующее лицо, и подчинённое. И ты повинен греху, если льстишь. Духовные люди говорили: "Друг тебе тот, кто обличает тебя". Или как сказано в притчах Соломона: обличи премудрого - и он возлюбит тебя, обличи дурного - и он тебя возненавидит. Потому что у него разума не хватит принять твоё обличение для собственного исправления. Сказать правду, обличить - это считается подвигом. Иван Грозный со своими опричниками одного убил, другого, третьего, а митрополит Филипп (Колычев) сказал ему: "Доколе ж кровь ты будешь лить?" Он что, не уважал царя? Уважал и был верным его служителем. Но когда он видел, что льётся невинная кровь, он не мог молчать, потому что знал, что как глава Церкви он тоже отвечает за происходящее. Он знал, как опасно обличить царя, да ещё в присутствии его приближённых - льстивых людей, которые только ему угождали. Однако пошёл на это - и поплатился. Но правду отстоял.
Идеальный начальник
- НАВЕРНОЕ, образцом отношения к работе и друг к другу должно быть православное учреждение. Но часто бывает так, что православные люди боятся инициативы, боятся брать на себя ответственность, предпочитая без специального разрешения не делать лишних движений. Как разделить: где послушание, а где - просто вялость, безволие?
- Смотря кого мы имеем в виду. Если это бабушки, которые приходят убирать церковь, - конечно, они боятся сделать что-то лишнее, делают только то, что им понятно. Но если это молодые люди - это совсем другое. Есть одна черта, очень характерная для нашего времени, - болезнь воли. Человек боится активного действия и ответственности за него. Столько таких людей иногда приходит на исповедь! И в семье они нерешительные, и, куда бы ни пошли, останавливаются в нерешимости: "Ой, а могу ли я? Моё это или не моё?" И никак не найдут своего места, своей профессии, своей работы. Вот бомжи - тоже явление времени. Приходят, просят. Я говорю: "Слушай, ты молодой парень под два метра, что ты просишь? Давай поработай - и я тебе заплачу". - "Нет, работать я не буду".
Матери приходят, плачут: "Батюшка, сын не хочет учиться!" Сидит день и ночь у телевизора, а потом бежит в подвалы делиться своими впечатлениями. А причина какая? Трудно! Трудно учиться, трудно работать. Родители небогатые, значит, машину не подарят, в институт не устроят. А у самого ни разума, ни воли нет. Вот такая обречённость.
Эта болезнь воли - очень тяжёлая болезнь. Легче разум человека переменить - доводами, убеждением, примерами. А волю подвигнуть... Для этого надо очень много специально заниматься человеком, а таких возможностей сейчас ни у кого нет.
Как тут помочь? Я всегда говорю: любите любое дело! Самое маленькое, самое ничтожное - да хоть возьми лопату, убери снег, но не сиди без дела! Недействие замораживает человека, потому что вся человеческая природа направлена к действию с самого рождения. С помощью действия человек формирует себя, формирует душу свою для вечности. А пассивное отношение - "Буду сидеть и ждать, пока галушка мне в рот не свалится" - это очень страшное состояние. Не приведи Бог!
- Православным начальникам в каком-то смысле труднее: они не могут накричать, обругать, использовать другие "силовые" методы воздействия. Как им добиваться своего?
- Есть один принцип - принцип убеждения. Он связан с внутренним достоинством человека. Некоторые начальники рассуждают: "Какая мне разница, что обо мне подчинённые думают? Я как шарахну трёхэтажным словцом!" - а у человека сразу душа мертвеет от такого слова. Хотя, может быть, он и был достоин порицания. Но когда начальник не хочет оскорблять личность (даже если подчинённый ошибся, а может, даже слукавил), он ищет средства, чтобы человека вразумить, показать ему, в чём он неправ: "Ты посмотри, как ты поступил. Я тебе доверился, а ты поставил под удар и меня, и организацию. Что теперь с тобой делать будем?" И человек за голову хватается: "Он меня не унизил, не оскорбил, но он так неправду мою выявил..." Он этот случай надолго запомнит, а начальника всю жизнь будет благодарить за то, что его не унизили, не убили духовно.
- Батюшка, а вам в жизни встречался идеальный начальник?
- Ну, идеального начальника мы, священники, видим только в лице нашего Господа Спасителя. Он сказал: "Я имею власть принять жизнь и отдать её. Но Я лучше отдам её". Вот это - самый идеальный Начальник, который, имея всю полноту жизни, бытия, Божественного достоинства, отдал всё это в дар для спасения человека.