Примерное время чтения: 8 минут
313

Отречение

90 лет назад, в феврале - марте 1917 года, в России произошла революция, названная современниками "неожиданной". Советские историки представляли эти события как стихийное возмущение масс. Оно-то, мол, и заставило отречься от престола сначала Николая II, а затем и его брата Михаила. Но роковые события произошли с участием неких "кукловодов"...

Как гром с неба

ЗА ДВА месяца до Февральской революции отдыхавший в Цюрихе В. И. Ленин заявлял единомышленникам: "Мы, старики, быть может, до грядущей революции не доживем..."

Левый эсер В. М. Зензинов вспоминал: "Революция ударила как гром с неба, и застала врасплох не только правительство, но и Думу, и существующие общественные организации. Она явилась великой и радостной неожиданностью и для нас, революционеров..."

Между тем у революционных событий были свои провидцы, принадлежавшие к либеральному лагерю. Так, 10 (23) февраля 1917 года, т. е. за две недели до начала массовых беспорядков, председатель Госдумы Михаил Родзянко заявил императору: "Я вас предупреждаю: я убежден, что не пройдет и трех недель, как вспыхнет такая революция, которая сметет и вас, и вы уже не будете царствовать". "Откуда вы это берете?" - спросил император. "Из всех обстоятельств, как они складываются", - ответил Родзянко...

Заговорщики планируют...

КАК откровенничал впоследствии А. И. Гучков, заговорщики разрабатывали несколько вариантов взятия власти. Так, предусматривался захват Николая II в Царском Селе или Петергофе. Однако велика была вероятность, что если на их стороне и будут какие-то воинские части, расположенные в царской резиденции, то все равно произойдет большое кровопролитие при столкновении с верными императору частями.

Согласно второму варианту, ту же самую операцию предполагалось произвести в Ставке с участием генералов М. В. Алексеева и Н. В. Рузского. Учитывая их высокое служебное положение (Алексеев - начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего, фактически ближайший к государю из военачальников, а Рузский - командующий Северным фронтом), шансы на успех были немалые.

Однако Гучков и его сообщники понимали, что вовлечение высшего генералитета в акт государственной измены (а именно так на деле выглядела задуманная смена образа правления Россией) неизбежно вызовет раскол в армии и приведет к потере ее боеспособности. Поэтому решено было высших военных по возможности оставить в тени, чтобы не возбуждать общественное мнение. Тем более что эти военачальники могли сделать для заговора больше, влияя на события косвенным путем, не позволив военным частям, сохранявшим верность присяге (а таких в феврале 1917 года было абсолютное большинство), прийти на помощь императору.

С генералом Алексеевым, сыгравшим роковую роль в отречении Николая II, Гучков был хорошо знаком с Русско-японской войны. Еще ближе они сошлись в начале Первой мировой, когда генерал командовал Северо-Западным фронтом. Через этого генерала либеральный политик, будущий военный и морской министр Временного правительства, верно служивший англо-французским интересам, пытался оказывать (и реально оказывал) влияние на ход военных действий.

Наиболее реальным заговорщики посчитали вариант с захватом царского поезда на пути из Петербурга в Ставку (находившуюся в белорусском городе Могилеве) и обратно. Были изучены маршруты, выяснено, какие воинские части стоят в гарнизонах, расположенных поблизости. Выяснилось, что ряд железнодорожных участков проходит в непосредственной близости от расположения гвардейских кавалерийских частей в Новгородской губернии, известных под названием Аракчеевские казармы. Командовали этими частями гвардейские офицеры, в большинстве своем усвоившие отрицательное отношение к правительственной политике. Соответственно, и к царской власти они относились намного критичней, чем офицеры армейских частей.

"Избрать из своей среды особо законспирированный и замкнутый кружок..."

29 ЯНВАРЯ с соблюдением всевозможных мер конспирации собралось совещание "общественных" деятелей, на котором присутствовали многие видные представители российского либерализма (всего около 35 человек), среди них Гучков, Керенский, Милюков. Там было решено "избрать из своей среды особо законспирированный и замкнутый кружок, который мог бы играть роль руководящего центра для всей общественности", и провести "мирную" рабочую демонстрацию.

Все свидетели событий февраля 1917 года отмечают удивительно организованный характер революционных беспорядков, начавшихся сразу же после отъезда царя из Петрограда в Ставку. 22 февраля волнения внезапно и бурно охватили столицу. Как полагал председатель Госдумы Родзянко, подготовка революционных беспорядков осуществлялась членами Исполкома Совета рабочих депутатов, который, несомненно, имел чьи-то вполне определенные директивы и действовал по некоему плану, заранее всесторонне обдуманному, выдвигая вперед Государственную думу, призванную воплощать собой некий образ народных чаяний...

24 февраля председатель Госдумы Родзянко объявил депутатам, что созывается экстренное заседание представителей правительства, Думы и Государственного совета, ибо "волнения, возникшие в Петрограде и других городах на почве неправильного снабжения населения пищевыми продуктами, достигли таких размеров, которые, несомненно, угрожают превратиться в явление крайне нежелательное и недопустимое в тяжелое военное время..."

Это был первый решительный шаг на пути создания новых органов власти. За ним последовали и другие. 27 февраля, когда события начинают развиваться в пользу подрывных сил, они решаются легализовать себя, создав открытый орган руководства антиправительственной работой. Практически одновременно возникают два таких органа: днем 27 февраля в здании Государственной думы в Таврическом дворце на основе Рабочей группы Военно-промышленного комитета при участии ряда депутатов Государственной думы создается Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. Вечером при "случайном" составе лиц началось его первое заседание, на котором было избрано руководство: Чхеидзе (председатель), Керенский и Скобелев (заместители). Секретарем Петросовета стал связанный с немецкой разведкой Н. Соколов.

Петросовет принялся за организацию отрядов Красной гвардии - военных формирований для борьбы с законной властью. При нем была образована военная комиссия, которую возглавил эсер С. Мстиславский (Масловский). Петросовет сумел установить реальный контроль над сосредоточенными в столице многотысячными солдатскими массами (батальонами запасных) и фактически руководил ими.

В ночь на 28 февраля в том же Таврическом дворце создается второй центр собирания антиправительственных сил - Временный комитет Государственной думы, присвоивший себе права правительства. Временный комитет назначил комиссаров во все министерства, отстранив от должности законных министров. Комиссар Министерства путей сообщения А. Бубликов (открыто заявлявший, что мораль в политике вредна), сразу взял под контроль железные дороги и телеграфную связь, прежде всего между Петроградом и Ставкой.

Едва заняв свое кресло, он тотчас разослал по ходу предполагаемого следования царского поезда своих представителей, которые стали на узловых станциях насильно, под угрозой смерти отстранять от выполнения обязанностей начальников станций и лиц, ведавших телеграфной связью, определяя на их места своих людей. Таким способом заговорщикам удалось заблокировать связь между императором и законным правительством, между Николаем II и его семьей. Сношения царя с окружающим миром теперь могли осуществляться только через Ставку, которая благодаря генералу Алексееву тоже контролировалась заговорщиками.

Таким образом, фактически уже 28 февраля император был насильно отстранен от власти. Государственный переворот увенчался успехом. Император, оказавшийся полностью изолированным в своем поезде от России, не смог ему воспрепятствовать...

"Кругом измена, и трусость, и обман"

28 ФЕВРАЛЯ император получил последнюю телеграмму от своего военного министра генерала Беляева, который сообщал, что положение в Питере тяжелое. Мятежники овладели важнейшими учреждениями. Войска переходят на их сторону либо становятся нейтральными. Беляев затруднялся указать, какое количество воинских рот осталось верным правительству. На улицах все время шла беспорядочная пальба; офицеров и солдат, которые отказывались демонстрировать свою солидарность с восставшими, разоружали, избивали, а иных и убивали на месте...

Столица оказалась во власти уголовных элементов и пьяных солдат. Решительные действия военных властей вне Петрограда позволили бы быстро подавить изменников и восстановить порядок. Однако не было сделано ничего, и не было никаких сил, чтобы сделать что-либо.

Почему же февральский переворот удался? Да только потому, что кроме подрывного движения снизу, представленного революционной стихией и германскими агентами, одновременно развивалось антимонархическое движение сверху - участников заговора против императорской власти.

Мы не будем далее описывать широко известные события. Напомним лишь, что 2 марта 1917 года Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича, и записал в своем дневнике: "Кругом измена, и трусость, и обман". Он не чувствовал более в себе сил бороться.

Россия всходила на Голгофу...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно