Примерное время чтения: 12 минут
992

Елена Папанова: "Наследство отца съела инфляция"

- А вдруг пропущу? Я же не знаю ее в лицо! - волновалась я, сидя в вестибюле Театра им. Ермоловой, и в этот момент мой взгляд остановился на стройной молодой женщине в элегантном костюме, лицо которой показалось очень знакомым... ОНА! Елена Папанова очень похожа на своего отца!

"До 14 лет я жила у бабушки"

- ПАПА с мамой жили в общежитии, поздно возвращались после спектаклей, еще у них все время были репетиции, гастроли... Чтобы я не росла брошенным ребенком, не возилась в пыли за кулисами и не сидела с гримерами, как дети многих актеров, до 14 лет меня воспитывали бабушка с дедушкой. Потом родителям дали двухкомнатную квартиру у метро "Профсоюзная". Улица там была вся разрыта из-за строительства пятиэтажек (сейчас их сносят), и, когда я приезжала туда, помню, всегда приходилось надевать резиновые сапоги. Только через десять лет они получили 3-комнатную квартиру в центре и взяли меня к себе.

- Анатолий Дмитриевич бывал на родительских собраниях?

- В школу ходила мама, папа всегда был очень занят. В дневник иногда заглядывал, но, думаю, мама ему заранее рассказывала о моих оценках. Когда я училась во 2-м классе, папа уже стал довольно популярным артистом: на экраны вышел фильм "Живые и мертвые", и в школе на меня стали показывать пальцем: "Лена - это та девочка, папа которой сыграл Серпилина". Но я никогда не афишировала тот факт, что я дочка Анатолия Папанова. Мало ли однофамильцев? Я восемь лет стригусь у одного парикмахера, и она только недавно из телепередачи узнала, что я дочь Папанова. Прихожу к ней, а она удивленно спрашивает: "Почему ты ничего не сказала?" А почему я должна сообщать об этом? Когда учителя узнавали, они начинали ко мне очень придирчиво относиться. Меня даже в комсомол приняли только со второго раза: закидали очень сложными вопросами и отправили готовиться. Считали, что дочка Папанова должна быть политически подкованной, хотя папа даже не был в партии.

- Отец помогал вам стать актрисой?

- Я очень хотела быть актрисой, но, поскольку родители меня сильно отговаривали, на всякий случай готовилась в иняз. Но все равно стала поступать в театральные. В Школу-студию МХАТ я провалилась, а в остальные училища прошла, и родители порекомендовали ГИТИС, поскольку сами там учились. В ГИТИСе, естественно, знали, что я дочка Папанова, но папа никогда не предпринимал никаких усилий, чтобы меня протолкнуть. Мало того, когда я устроилась в Ермоловский театр и мне сразу дали большую роль (актриса заболела), папа очень долго не мог прийти посмотреть спектакль. Руководитель театра Владимир Андреев даже сказал: "Лен, ну пускай твой папа хоть ради приличия придет. Он вообще, что ли, о тебе не думает?"

Нам очень часто предлагали вместе сниматься в кино, но папа всегда находил какие-то причины для отказа. И только один раз предложил поработать вместе - в качестве режиссера он ставил свой первый спектакль "Последний", премьера которого состоялась уже после его смерти. Мы как-то ехали в машине, и он говорит: "Лен, там есть именно твоя роль, я чувствую". Потом прошло какое-то время, я спрашиваю его: "Ну что, пап, я буду играть?", и он мне отвечает: "Это неудобно... Ну что скажут у нас в театре? Что Папанов привел свою дочку из другого театра?" Он не хотел сплетен.

"Миронов не был папиным другом"

- У ВАС дома, наверное, собирались знаменитые артисты, проходили веселые вечеринки?

- Мои родители были абсолютно не тусовочными людьми. Устраивались семейные праздники, дни рождения, когда собирались папина сестра с мужем и двумя детьми, бабушки и дедушки. Наверное, многие думают, что папа дружил с Андреем Мироновым. У них были очень хорошие приятельские отношения, они вместе играли в театре и снимались в кино. Но друзьями они не были. Из актерской среды, пожалуй, папа дружил только с Виктором Мережко - Виктор Иванович часто приходил к нам домой.

- Кажется, у Анатолия Дмитриевича был период, когда он крепко выпивал и главным соратником в этом деле у него был Евгений Весник.

- Папа с Весником очень часто устраивали посиделки у бабушки дома. Но негатива у меня в памяти не осталось. Запомнилось другое. Я была маленькая, а Весник всегда приезжал с шикарными подарками. Это сейчас детские игрушки есть на любой вкус, а тогда все было дефицитом. Помню, Евгений Яковлевич привез из-за границы и подарил мне потрясающего фарфорового негра с курчавыми волосами, в красненьких шароварчиках и с разноцветными браслетами. Жаль, что он разбился...

- А что отец привозил из командировок?

- Я - единственная дочка, естественно, он меня баловал, привозил игрушки, красивую одежду. Раньше девочки носили хлопчатобумажные чулочки, а мне папа привез из-за границы красные эластичные колготки. В Москве таких было не купить!

- Отцы обычно ревниво относятся к избранникам дочерей. Как Анатолий Дмитриевич принял вашего жениха?

- Мой супруг не из театральной семьи, он приехал поступать в театральный вуз из Ташкента. С моими родителями все было очень сложно... Недоброжелатели всякое говорили... Но мне бы не хотелось об этом рассказывать, поскольку потом у нас все стало нормально. Мы с мужем уже 26-й год вместе. Папа меня всегда уговаривал: "Зачем ты так рано рожаешь? Только что начала в театре работать!", а когда я вторую дочку носила, он вообще обалдел... Сейчас я жалею - надо было больше рожать.

- Внучки Папанова продолжили актерскую династию?

- В театральный они не пошли. Старшая, Маша, ей 23 года, закончила филологический факультет Института стран Азии и Африки, она специалист по корейскому языку. Но устроиться на работу с корейским не получилось, и Маша сейчас работает в пресс-центре выставочного комплекса "Сокольники". А младшей, Настеньке, сейчас 18 лет, она учится на 2-м курсе экономического факультета. Деда помнит только Маша - ей было 7 лет, когда его не стало. Он всегда втихаря от нас совал ей деньги на жвачки, шоколадки, мороженое. Причем она никогда не называла его дедом, только Толей.

"Театр на похороны не приехал"

- КАК вы узнали о смерти отца?

- Я с семьей была на даче. Папа приехал на пару дней в Москву со съемок фильма "Холодное лето 53-го..." под Петрозаводском. Дальше он должен был ехать в Ригу, где гастролировала труппа Театра сатиры, в том числе и мама. Но папа решил узнать, как разместили его студентов в общежитии (он преподавал в ГИТИСе)... В Риге стали волноваться: спектакли на носу, Папанова нет, на звонки не отвечает. Позвонили нам на дачу. Мой супруг поехал домой к родителям, открыл дверь и увидел папу... Он уже больше суток не был в живых... Вечером случился сильнейший сердечный приступ.

- Вы простили театр?

- Простила? А за что?

- За то, что труппа не прервала гастроли и не приехала проститься с Папановым.

- Я знаю, что у мамы до сих пор остался осадок. Можно было выделить один день и прилететь на похороны. Мы ждали и поминки заказывали на всех, надеясь, что труппа приедет...

- Большое ли наследство оставил после себя звезда советского театра и кино?

- Сразу после смерти папы начались все эти перестроечные дела, инфляция, вклады заморозили. Почти все накопления ушли на памятник, он очень дорого стоил, а мама сама его оплачивала. У нас осталась дача по Ярославской дороге. По тем временам она была одной из самых лучших в поселке, а сейчас на фоне новых трехэтажных кирпичных особняков по соседству выглядит совсем непрезентабельно. Еще остались две папины машины. "Жигули" я продала, они начали сыпаться. А "Волга"-пикап очень удобна для поездок на дачу, в нее много вещей влезает.

- Какое у вас осталось самое светлое воспоминание о последних годах жизни отца?

- Поздней осенью вечером мы приехали с папой на дачу, это было года за два до его смерти. Поужинали, посмотрели программу "Время" и услышали прогноз погоды: синоптики обещали ночью заморозки. "Наши яблоки погибнут!" - воскликнул папа. Мы взяли в руки фонарики, корзинки и отправились в сад. Снег валил хлопьями, а мы собирали яблоки... Есть такая песня "Яблоки на снегу". Когда я ее слышу, вспоминаю папу и ту ночь на даче, и на глаза наворачиваются слезы...

Надежда Каратаева, вдова Анатолия Папанова:

- ТОЛЯ не был выгодным женихом. Моя мама сказала, когда первый раз его увидела: "Наверное, Толя хороший парень, но уж больно он некрасивый...". Его отец был в эвакуации с заводом, мать работала модисткой, но в войну шляпы никто не покупал, и она устроилась на хлебозавод. Жили они очень бедно. В институт Толя ходил в линялой гимнастерке, моя мама потом его приодела, но Толя всегда очень стеснялся таких подарков.

Свадьбу мы сыграли 20 мая 1945 года, время было тяжелое, еду покупали по карточкам... В разгар свадьбы в нашем доме погас свет, и "Горько!" нам кричали при свете свечей. Кто-то увидел в этом недобрый знак, но жизнь показала, что примета не работает: мы счастливо прожили вместе 43 года. Толя не был сентиментальным мужем, который каждую минуту говорит: "Люблю!", он доказывал свою любовь поступками.

Он всегда старался заработать для семьи, а распоряжалась деньгами я. "Надюш, купи себе что-нибудь", - говорил он с удовольствием, кладя на комод деньги... Но более-менее зарабатывать он стал уже после 30 лет, когда начал сниматься в кино, а до этого мы жили довольно скромно. Толя всегда мечтал о ребенке, но из-за отсутствия своего жилья и гастролей пришлось восемь лет откладывать рождение дочери. Да и Лена у нас появилась, когда мы еще жили в одной комнате с моими родителями, перегороженной шкафом на две части.

Виктор Мережко:

- Казалось бы, что могло связывать меня и Папанова? Ему 50 лет, он звезда, я начинающий 35-летний сценарист, недавно приехавший в Москву. Видимо, понимая, что мы хотим трескать, Анатолий Дмитриевич приглашал меня и мою покойную жену Тамарочку к себе домой. Какими вкусностями он нас угощал! Икра красная, икра черная - все по высшему уровню. Многие завязавшие не могут видеть, как другие выпивают, а вот Папанов, наоборот, получал от этого наслаждение. Брал бутылочку, наливал. "Ты, Витюх, когда первая пойдет, возьми вот это, не-е-ет, не икорку бяри, а огурчик малосольный, Надюша специально на базарчик бегала", - и подкладывает закусочку, подкладывает.

Папанов всегда всем помогал. Когда он узнал, что у меня в квартире нет телефона, тут же предложил: "Ты узнай фамилию начальника телефонного узла, завтра поедем". Заходим в здание, и Папанов с криками накидывается в вестибюле на какого-то человека: "Как вам не стыдно? Тут крупнейший писатель современности (какой я, к черту, тогда был писатель?) прозябает без телефона!" Я потом спросил у Папанова, как он вообще догадался, что это и есть начальник, на что Анатолий Дмитриевич ответил: "По морде". Через два дня у меня был телефон. Анатолий Дмитриевич любил звонить рано утром, когда я еще спал, чтобы сказать своим незабываемым голосом: "Просыпайся, Витюха. Надо пясать бессмертные произведенья".

А потом каждый год в начале января Папанов угощал за свой счет (!) того самого телефонного начальника ("Витюха, будем угощать нужника"). Вот в очередной раз мы вышли из ресторана, чиновник на черной "Волге" укатил, а мы отправились пешком. Заходим в метро, я лезу за 5 копейками, а он: "Ня надо, сяйчас бесплатно пройдешь". Подходит к тетке: "Инвалид войны, а это со мной", - и тычет ей в лицо инвалидской книжкой. Тетка совершенно ошалела, увидев живого Папанова... А Анатолий Дмитриевич рыдал от хохота на эскалаторе: "Ты, Витюх, 5 копеек сэкономил".

Евгений Весник:

- Анатолий Дмитриевич был очень сложным человеком. Обычно выдержанный и сосредоточенный, он мог сорваться по самому необъяснимому поводу. То он был аккуратистом, осуждал бесхозяйственность и не любил транжирить деньги, то наоборот - внезапно становился мотом, гулякой, да таким, что соревноваться с ним было бесполезно.

Как-то после репетиции "Двенадцати стульев" простуженный Папанов предложил "согреться". Для реализации идеи не хватало одного рубля, который мы добыли у режиссера спектакля Хеси Локшиной. Благодетельница попросила взять ее в компанию, и мы, решив, что хрупкая женщина много не выпьет, соглашаемся. Разливаем зелье поровну, хрупкая Хеся Александровна выпивает целый стакан и, не закусывая, уходит... Надо было видеть выражение лица Папанова! "Рубль не отдавай!" - выдал он тут же.

Еще случай. Посидели мы с дедом (я ровесник Папанова, но почему-то я называл его дедом, а он меня сопляком) в ресторанчике, выпили, едем на такси:

- Ты хто? - спрашивает он меня.

- Я Женя Весник.

- Не ври, он мой друг.

Через какое-то время опять:

- Ты хто?

- Я Женя Весник.

- Не ври, он мой друг.

И так всю дорогу. На следующее утро рассказываю ему о вчерашнем. Папанов бурно реагирует:

- Как ты можешь врать?! Ты ж мой друг!!!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно