30 ЯНВАРЯ 2003 года исполнилось 18 лет самой богатой девочке планеты - Атине Руссель, внучке греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. В этот день она стала хозяйкой огромного состояния - 14 миллиардов долларов. С кем можно сравнить греческого миллиардера Аристотеля Онассиса? Наверное, только с легендарным царем Мидасом, который, к чему бы ни прикасался, все превращал в золото.
Юный ловелас
АРИСТОТЕЛЬ появился на свет в 1906 году в турецком городе Измире (в нем, по преданию, родился и великий Гомер) в семье коммерсанта Сократоса Онассиса. Мать умерла рано, и отец женился во второй раз. Мачеху пасынок возненавидел, но терпел. Впрочем, свой "пыл" Ари (так его называли родные) растрачивал в многочисленных любовных приключениях.
В 12 лет его соблазнила учительница французского языка. Учеником он оказался способным и уже после нескольких занятий мог сам давать уроки "французской любви".
- Что за безобразие, Ари! Чем ты тут занимаешься?! - грозный окрик мачехи, внезапно спустившейся в подвал их дома, вырвал подростка из объятий молоденькой прачки. Досталось вечером Аристотелю и от отца, но его больше обеспокоил выбор сыном партнерши: "Никогда не вступай в связь с теми, кто может испортить тебе репутацию". Но к совету сын прислушался не сразу.
Вслед за прачкой любвеобильный юноша "прикипел" к торговке-турчанке, которую встретил на пляже. Потом были девчонки с соседних улиц. А когда они надоедали, компания старшеклассников во главе с неугомонным Ари заваливалась в портовый бордель. Но все же время взросления пришло, Аристотель оценил отцовский совет и в дальнейшем строго его придерживался.
В 1914 году в Турции начались греческие погромы, Сократос попал в тюрьму. Сын с помощью взяток и "нужных" людей вызволил его из заточения. Юноша мечтал разбогатеть, а сделать это можно было только за океаном. Но чтобы уехать в Штаты, в очереди за визой нужно было простоять несколько лет. Аристотелю исполнилось 16, ждать ему было некогда, и он подался в Южную Америку.
В сентябре Ари ступил на шумный и веселый берег Буэнос-Айреса. В руках предусмотрительный юноша держал небольшой чемоданчик с отличным турецким табаком. Но бизнесом Онассису привелось заняться не сразу. На первых порах пришлось довольствоваться скромным местом клерка на телефонной станции английской компании "Бритиш юнайтед ривер". На работе он был занят вечерами и в ночное время, на следующий день до обеда отсыпался, а после полудня приобщался к искусству коммерции. Кто знает, сколь долго продолжался бы этот процесс "приобщения", не имей будущий миллиардер в своем распоряжении такой ходовой товар... как чужие секреты. Их предприимчивый Ари выуживал, а точнее, выслушивал во время дежурств на коммутаторе. Видимо, он нашел неплохих покупателей, потому что очень скоро в его распоряжении оказался изрядный капитал в несколько тысяч долларов. Как-то раз он сумел оказаться полезным сеньору Хуану Гаона, руководителю крупнейшей табачной фирмы. Тот дал ему рекомендацию, и последовал первый небольшой заказ. Тут-то и пригодился чемоданчик. В Аргентине не были знакомы с восточными сортами табака, и товар из Турции пришелся по вкусу... С тех пор все пошло как по маслу - на улице Капле Виамонте, 332, в одном из центральных районов столицы, появилась вывеска: "Импортер восточных табаков". Но на всякий случай, дабы застраховаться от превратностей судьбы, Ари еще довольно долго не оставлял своего места в телефонной компании, продолжая вперемежку торговать табаком и чужими секретами.
Бьёшь - значит, любишь
В 1929 ГОДУ счет Аристотеля в банке перевалил за миллион. Тогда же он "купил" пост греческого консула в Буэнос-Айресе. И в этом качестве нередко отправлялся в порт встречать греческие суда. По его словам, манящие запахи океана пробудили у него влечение к морской стихии. Он без страха и сомнений ступил на морскую стезю: за бесценок скупил у разорившихся судовладельцев несколько устаревших судов. С туго набитым бумажником, преисполненный радужных надежд, он направился в Лондон. Тем, кто имел с ним дело, трудно было поверить, что этот преуспевающий бизнесмен всего несколько лет назад пересекал Атлантику в другом направлении, имея лишь 60 долларов в кармане.
...Аристотель Онассис быстро усвоил истину, что за все надо платить. И все же был уверен: даже удовольствие нужно получать с выгодой для себя. Красавица Ингеборга Дедихен, дочь норвежского корабельного магната, полностью отвечала этому принципу. Он встретил ее случайно в 1934 году, путешествуя на теплоходе "Август", и влюбился со всей страстью своего южного темперамента. Но Инга была холодна, как снег, и неприступна, как скандинавская крепость. Многочисленные поклонники, которых, возможно, больше возбуждало богатство ее отца, нежели холодная красота норвежки, пытались взять ее измором. Но получилось лишь у Онассиса. Горячий грек действовал так, как будто зарабатывал свой первый миллион, - остроумно, энергично и агрессивно. Он нанялся к ней тренером по плаванию. И, естественно, научил не только плавать, но и любить. Аристотель разжег в Ингеборге такую страсть, о которой она даже не подозревала. А он был необычайно ревнив, в гневе распускал руки, потому что считал: если бьешь - значит, любишь, и... что насилие привносит остроту в сексуальное наслаждение. Инга оказалась на редкость терпеливой женщиной, но однажды, не выдержав издевательств, попыталась покончить с собой. Ее удалось спасти, но узел, связывавший обоих, развязался. Выгоду свою, однако, Онассис получил - роман с Ингеборгой, длившийся несколько лет, помог ему войти в мир международных судоходных компаний.
Рано или поздно мужчины остепеняются. И Онассису тоже захотелось создать семью, завести детей. Любить он мог кого угодно, но жениться хотел только на гречанке. 45-летний миллионер пожелал взять в жены наследницу знатного и богатого рода, первую невесту Эллады 16-летнюю Тину Леванос. Ее отец был категорически против: жених имел не только репутацию распутника, но его еще подозревали в морском пиратстве. Папашу Леваноса пугала и разница в возрасте. Но Аристотель сломал сопротивление будущего тестя - в 1946 году в православной церкви Нью-Йорка они с Тиной обвенчались. Таблоиды расписывали браслет с бриллиантами и монограммой "Т. I. L. Y". (Tina I love you), который Ари подарил на свадьбу супруге. Но кто тогда знал, что она будет первой из трех великолепных женщин, которым Онассис преподнесет точно такое же украшение. Через год у счастливой четы родился сын Александр, еще через три - дочь Кристина. Однако постоянство отсутствовало в числе добродетелей Онассиса - он вновь пустился во все тяжкие и начал изменять жене. Для этого ему нередко служила океанская яхта, названная в честь дочери "Кристина". О яхте следует сказать особо.
Это была одна из самых дорогих яхт в мире, одно ее содержание обходилось Онассису чуть меньше 1,5 млн. долларов в год. Размерами она превышала футбольное поле. "Плавучий рай" обслуживали 60 человек - члены команды, вышколенные стюарды, охрана, 2 парикмахера, специально выписанный из Швеции массажист и даже небольшой оркестр. Каюты были отделаны дорогими породами дерева, ванные комнаты - мрамором и золотом. В кабинете радушного хозяина висели древнерусские иконы и картины, написанные рукой любимого им Эль Греко.
Соответственно роскоши яхты вел себя и ее владелец. Один из капитанов судна вспоминал, как однажды Онассис захотел причалить в каком-то порту, чтобы на берегу поесть спагетти (несмотря на то что на судне работали четыре повара). Капитан спросил, известно ли "пассажиру" о том, что этот маневр обойдется ему в... 60 тысяч долларов. На что тот ответил: "Вам нет нужды беспокоиться о моих деньгах".
О, Мария!
...В НАЧАЛЕ июня 1959 года чета Онассисов отправилась в Венецию на ежегодный бал, даваемый графиней Костельбарко. Тина Онассис, одетая в ошеломляющее платье с каскадом бриллиантов, рубинов и изумрудов, вызывала всеобщее восхищение. Но Аристотель не сводил глаз с почетной гостьи - оперной звезды Марии Каллас. Он не захотел упускать добычу и пригласил Каллас и ее мужа Джованни Менеджини в средиземноморский круиз на "Кристине". В июне, когда "Кристина" вышла в Эгейское море, Мария Каллас полностью поддалась чарам Ари. Ему не помешало присутствие на борту яхты ни Тины, ни супруга Марии. Сам Менеджини пребывал в полном неведении, пока однажды ночью заплаканная Тина не разбудила его, сообщив, что застала его знаменитую супругу и своего мужа, занимающимися "интересным делом". И все-таки в Италию Каллас и Менеджини возвратились вместе. Онассис последовал за ними. "Отдай ее мне. Сколько ты за нее хочешь?" - пытал он супруга. - Пять миллионов? Считай, что ты их уже получил. Хочешь десять? Джованни выставил Онассиса вон, но на другое утро проснулся в одиночестве. Ради Аристотеля Мария была готова на все. Весившая более 100 килограммов, она похудела до неузнаваемости. Аристотель стал ее меценатом и с необычайной роскошью обставлял ее премьеры по всему миру. Но, не будучи меломаном, ничего, кроме скуки, на выступлениях возлюбленной не испытывал... Она ввела его в королевские и княжеские дома, куда ее нередко приглашали выступать. Тина, и так много терпевшая, наконец-то подала на развод. Теперь Онассис и Каллас были вместе. Однажды Мария публично объявила об их намерении пожениться, но на другой день "свежеиспеченный" жених назвал это "всего лишь фантазией". Своего он добился и теперь наслаждался известностью, которую приносили ему отношения с Марией. К тому же на горизонте появилась новая добыча - Жаклин Кеннеди, вдова 35-го президента США.
Транжира
ЗНАКОМСТВО миллиардера и первой леди состоялось все на той же знаменитой яхте "Кристина". Влюбленные встречались только на официальных приемах, он оказывал Джекки знаки внимания и готов был исполнить любой ее каприз. Жаклин приняла решение выйти за него замуж как можно скорее. Этот брак должен был вознести Онассиса на невиданную высоту, на пути к которой он сметал все - даже настоящую любовь к Марии Каллас, которая вскоре после свадьбы Онассиса потеряла свой великолепный голос. Когда во время очередного телефонного разговора с избранницей своего сердца Онассис услышал желанное "да", то тут же подал лаконичную команду: "Вылетай. Сейчас. Немедленно".
...В хмурый осенний день суматошная жизнь в огромном аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке шла своим чередом. Диспетчер объявил о посадке на самолет "Боинг-707" греческой авиакомпании "Олимпик эйруэйз". Серебристая машина, сотрясая воздух ревом реактивных моторов, плавно выруливает на взлетную полосу. Но что это? Стюардесса, которая уже дала команду пристегнуть ремни, вдруг вновь появляется в салоне. На ее лице чуть виноватая, смущенная улыбка. Изумленным пассажирам сообщают, что рейс отменен. Все возможные убытки компания берет на себя. Она же гарантирует отправку следующим рейсом. И 85 мужчин, женщин, детей покидают самолет. А в это время к зданию аэропорта подкатывает кортеж машин. Прибыли те, кого "Боинг" перенесет через Атлантику: Жаклин Кеннеди с двумя детьми, ее мать, родственники со стороны клана Кеннеди, телохранители и горничные. "Требовалось обладать поистине королевской властью, чтобы прервать и отменить международный рейс, высадить десятки пассажиров и занять их места. Впрочем, сегодня этого не могут позволить себе даже монархи. Нужно быть Онассисом, человеком, владеющим помимо всего прочего собственной авиакомпанией, чтобы решиться на это", - такой сентенцией сопроводил описание этой сцены известный летописец светской жизни французский журнал "Пари-матч". Онассис часто и назидательно повторял в кругу друзей фразу: "Единственное, что принимается сегодня во внимание, - это деньги. Те, кто обладает ими, - настоящие короли наших дней".
Став миссис Онассис, Жаклин могла иметь все, что можно купить за деньги. Но семейная жизнь не ладилась. Как оказалось, Джекки - не тот идеал, который искал Аристотель. Его стали ошеломлять бесчисленные траты Джекки: она скупала одежду коллекциями, обувь и белье - контейнерами. В первый год замужества она истратила на свое "одеяние" более миллиона долларов. Поначалу Онассису это нравилось, но по мере роста счетов он становился все менее щедрым: "Что она делает со всеми этими шмотками? Я никогда не видел ее в чем-нибудь, кроме джинсов".
Конец империи
И ОН... вернулся к Марии. Но удача как будто отвернулась от него. В 1973 году на самолете его авиакомпании разбился сын Александр, обожавший небо так же, как отец - море. Ари за одну ночь превратился в старика. А осенью того же рокового года ушла из жизни, наглотавшись "колес", его первая жена Тина. И точно так же ушла из жизни его дочь Кристина, которая сбежала из дома и вышла замуж за престарелого ловеласа. К личным неудачам добавилась и потеря здоровья: Онассису поставили смертельный диагноз - иммунную болезнь, из-за которой веки ему пришлось прикреплять ко лбу скотчем. А тут еще греческое правительство приняло твердое решение забрать то, что осталось от Olimpic Airways. Этот удар, нанесенный его самолюбию, стал последним. 15 марта 1975 года в возрасте 69 лет Аристотель Онассис умер.
Он оставил после себя огромное состояние - по разным оценкам оно насчитывало от 3 до 5 миллиардов долларов. В последние годы Онассис зарабатывал более 200 тысяч долларов в день.
Девочка, которая стоит 14 млрд. долларов
15 ЛЕТ назад, 19 ноября 1988 года, последняя из рода Онассис - внучка Аристотеля Атина Руссель унаследовала всю дедушкину империю. С тех пор лучшие женихи мира мечтали только об одном: чтобы девушке поскорее исполнилось 18 лет и она вступила во владение 14 миллиардами долларов.
...Атина с первых дней жизни привыкла к роскоши. Ее куклы были одеты в платья от Кристиана Диора, рождественские подарки для юной леди походили на экспонаты Алмазного фонда Кремля. Например, подаренный как-то малышке конь-качалка, украшенный рубинами, бриллиантами и изумрудами, стоил 700 тысяч долларов.
Девушка никуда не выходит без вооруженной до зубов охраны. И не зря: на юную миллиардершу покушались, по крайней мере, семь раз. Отец забрал дочь к себе в Швейцарию. С тех пор она живет в его новой семье с мачехой и тремя сводными братьями и сестрами.
Внучка Онассиса призналась, что, когда ей достанутся дедушкины миллиарды, она сразу же пожертвует их на благотворительные цели, а себе оставит сущую мелочь - миллионов сорок, чтобы ни от кого не зависеть, и отправится куда-нибудь в сельскую глушь разводить лошадей. Может быть, в этом земном занятии она и найдет свое счастье?