Примерное время чтения: 11 минут
1978

Ирина Мирошниченко: "В браке надо лицемерить"

Я ПОЧЕМУ-ТО ожидала, что Ирина Мирошниченко встретит меня, что называется при параде: в "боевой раскраске", с шикарной прической. В общем, такой, какой мы постоянно видим ее в кино и по ТВ. Но открыла мне дверь абсолютно другая Мирошниченко. Честно говоря, у этой женщины было мало что общего с яркой и самоуверенной артисткой. Разве что чуть хрипловатый голос напоминал, что это и есть та самая Мирошниченко.

- Ирина Петровна, я вам покажусь бестактной, но я поражена вашим видом. Вы всегда такая яркая на сцене, на телевидении. А тут, дома...

- Никогда не зацикливалась на внешнем виде, вдобавок я сейчас немножко приболела. Появляюсь без макияжа на улице, веду деловые переговоры. Концерт, спектакль - другое дело. Никого не интересуют блеклые глаза, людям нужна яркая картинка. Только раз я выступила на ТВ без макияжа. Пропала моя собачка, я просто обезумела от горя. Пришла на ТВ Центр и обратилась к зрителям с просьбой помочь найти мою собаку.

- Вы, наверное, очень любите животных?

- Да, у меня к ним очень трепетное отношение. Не могу даже представить, как можно обидеть животное. Несколько лет назад я начала заниматься конным спортом. У меня была потрясающая лошадь рыже-коричневой масти. Я даже сшила себе костюм под цвет ее гривы. Ехала и почувствовала, что кренюсь вправо. Упала, в результате получила серьезную травму руки. Потом меня инструктор ругал: "Почему же вы не вцепились в гриву лошади?!" А я даже представить не могла, что можно сделать больно такому животному.

С надписью на лбу

- Ирина Петровна, я очень долго "окучивала" вас насчет интервью. Почему вы так журналистов не любите?

- А за что их любить? Недавно журналист одной газеты (не буду называть какой, чтобы рекламы лишней не делать) упросил меня дать интервью. Я сказала: "Обязательно дайте мне прочитать конечный вариант". И тут вижу на лотках эту газету. Я - на обложке. И у меня на лбу, я серьезно говорю - на лбу, абсолютно дебильная надпись. В кавычках, будто это я сказала. Возмущенная, звоню в эту газету: "Какое вы имели право приписывать мне то, что я не говорила на самом деле?" Начинают объяснять: "Этот заголовок более привлекательный, чем вами придуманный". - "А мне что делать?! Что подумают про меня мои близкие люди, мнением которых я дорожу? Что я сошла с ума?" - "Зато мы вам сделали рекламу". - "Но ведь и я вам делаю рекламу! Иначе вы бы не звонили мне по сто раз на день и не упрашивали бы дать интервью!" Я согласна, что с помощью прессы могу общаться с огромным количеством людей. Но ведь и газете, наверное, тоже выгодно напечатать интервью со мной. Может быть, это повысит тираж, может быть, я скажу что-то умное, хорошее?

Несостоявшаяся Уланова

- Ирина Петровна, вы действительно мечтали стать второй Улановой?

- Я прекрасно могу себя представить не актрисой. Да, в детстве мечтала стать балериной, и если бы меня в шесть лет приняли в училище Большого театра, а не сказали, что у меня плохо гнется позвоночник и слабенькое сердце, моя творческая судьба сложилась бы совсем иначе. Родители меня готовили в иняз. Но мне очень хотелось быть связанной с искусством. Меня часто спрашивают: "Вы всю жизнь играете только во МХАТе. Вам никогда не хотелось "изменить" этому театру?" Никогда. После студии при Театре Ленинского комсомола я поступала сразу во все театральные вузы. В двух дошла до последнего тура. Но во МХАТе последний тур начинался раньше. Я пришла и поступила. МХАТ меня взрастил. И я не могу изменить этому театру, хотя временами бываю не задействована в спектаклях.

- Режиссеры мхатовской школы-студии очень славятся тем, что страшно ревнуют своих учеников к кинорежиссерам. Вам пришлось с этим столкнуться?

- С началом моей кинокарьеры у меня связаны самые тягостные воспоминания. Традиция мхатовской школы была очень консервативной, и она не допускала, чтобы ее учеников учил какой-то другой мастер, тем более кинорежиссер. Я снялась в эпизоде фильма "Я шагаю по Москве", меня выставили перед всей мхатовской школой и ругали. А я плакала и повторяла, что больше не буду. И действительно в течение трех лет нигде не снималась. Когда я уже работала, мне тоже приходилось делать выбор между театром и кино. Хотя нет, не приходилось, я всегда сама выбирала театр. Но иногда доходило до абсурда. Меня, единственную, пригласили участвовать в кинофестивале уже не помню где - в Кабуле или на Цейлоне. Фестиваль длился неделю, но я уже через три дня должна была лететь обратно в Москву, чтобы играть Черного Человека. Помню, люди пьют кофе, вокруг летают красивые огромные стрекозы... А мне сразу после открытия надо мчаться в Россию. В посольстве говорят: "Ну зачем вам уезжать? Фестиваль только начался. Да и играть вам сразу будет трудно - несколько часовых поясов, два перелета. Сейчас мы позвоним к вам в театр, и все прекрасно уладится". Они позвонили и попросили, чтобы я задержалась хотя бы на один день. Ответ был однозначным: "Если она не явится на спектакль, она здесь больше не работает".

- Что это за загадочная роль - Черный Человек?

- Это не роль. Театр 60-70-х вообще не имеет ничего общего с театром современным. Во МХАТе работали только легенды. Ливанов, Тарасова, Борисов, Смоктуновский, Евстигнеев... Было и второе поколение. Тоже знаменитые, но поменьше. За ними шла молодежь. Но молодежи было очень мало. Из всего моего курса - двадцать пять человек - в театр взяли только меня и Борзунова. На главных ролях выступали только мэтры, а молодежь задействовали только в массовках. Помню, мы играли спектакль "Синяя птица". Надевали какие-то ужасные черные балахоны, в темноте ходили по сцене и делали прочую ерунду. У меня уже было в активе несколько кинофильмов, а я продолжала играть Черного Человека. А сегодня режиссеры больше не боятся делать ставку на новые имена - Чулпан Хаматова, Евгений Миронов... И это, наверное, правильно.

Красотка с маузером на поясе

- Часто мужчины относятся к красивым женщинам несколько снисходительно, считая красоту единственным, что дает им Бог.

- Я бы не сказала, что ко мне, как к недоумку какому-то, относились из-за того, что я женщина. Профессия актера хороша тем, что в ней нужны и женщины и мужчины. Невозможно снять кино, где играют только мужчины! Мне всегда хотелось быть яркой, эффектной. Может, раньше я смотрелась ярко. Но время было другое. Посмотрите, сколько сейчас красавиц на экране! Я рядом с ними серая мышь.

- Кокетничаете? Скажите, вам когда-нибудь отказывали в роли только потому, что у вас яркая внешность?

- В одном фильме мне мазали волосы серой краской. Говорили, что такой советская женщина не может быть... Понимаете, в выборе режиссера нет объективности. Объективности вообще нет. Когда-то мне предложили играть роль Натальи Николаевны Пушкиной. Я начала читать мемуары ее современников и знаете что поняла? Мы судим эту женщину по отзывам других женщин. Одна из них была влюблена в Александра Сергеевича, другая завидовала красоте Натальи Николаевны... С мужчинами в актерской профессии легче. Мне повезло, я играла на одной сцене с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским, другими великими артистами. Никогда не приравнивала себя к ним, только стремилась сыграть так, чтобы хоть немного приблизиться к уровню их мастерства. А женщины-актрисы всегда любят как-то принизить коллегу.

- Вам много пришлось побороться за место под солнцем?

- Сейчас никогда не буду сражаться за роль. Если режиссер видит меня в фильме или спектакле - буду играть. Пробует другую актрису - уйду в сторону. В молодости я думала: эта новая роль поможет самоутвердиться. А теперь... Вся эта суета ради чего? Смешно.

Театр, театр - все театр... Мне казалось, что, когда захожу во МХАТ, жизнь за его пределами замедляется. А за стенами бурлит жизнь! Теперь понимаю, сколько в ней интересного. У меня есть эстрада. Это позволяет высказывать все, что творится в душе.

- У меня ощущение, что весь ваш образ женщины-победительницы - напускное. Может, это душа зайца в обличье льва?

- Прекрасно, что я кажусь удачливой! Зачем всем знать про мои проблемы?.. Я рада, что многим женщинам этот мой победный блеск в глазах помогал в жизни. Они красили раскосо глаза, осветляли волосы. Никто не знал, что я сама себя не люблю... И никогда не любила. В этом моя беда. Завидую людям, которые себя любят. А ведь я действительно Лев по гороскопу. Мечтаю быть очень сильной, чтобы сил хватало на все-все... Мечтаю не стареть... Огромное количество фантазий. Иногда сама себе придумываю роль, сижу дома, репетирую, рыдаю...

Замуж никогда не хотела

- Ирина Петровна, вы не замужем. Страшно быть одинокой?

- Я никогда не боялась быть одна. Постоянное присутствие рядом мужчины на меня давило. Мне не хотелось быть чьей-то женой, хотелось самой быть личностью. Но если бы я встретила человека, который сейчас со мной, с удовольствием была бы только его супругой. Но это - сейчас. А раньше... К тому же, как Лев, я люблю лидерствовать. А семейная жизнь - очень сложная штука. Надо постоянно над собой работать, говорить только то, что будет приятно услышать твоей второй половине, не повышать голоса, быть мягкой, нежной...

- Но это похоже на лицемерие какое-то...

- Да, так и есть. Но это можно назвать лицемерием только тогда, когда речь идет о твоих врагах или просто знакомых. А когда дело касается мужа, тогда это просто семейная жизнь. Надо играть - не показывать все свои эмоции, не срывать зло на муже... И женщина становится актрисой дома не потому, что у нее такая лживая натура, а потому, что она - хранительница очага.

Иногда бывает так, что ты уже мужа и не любишь давно, но все равно продолжаешь с ним жить - ради ребенка. Мне было лет десять, когда мама приехала ко мне в пионерлагерь и сказала: "Все, мне надоело! Я с папой расстаюсь". Я не спала две ночи, плакала. Когда мама приехала снова, она увидела, в каком я ужасном состоянии. И успокоила меня: "Да я сгоряча так сказала. Не бойся, мы с папой, конечно же, дальше будем вместе жить". И мама жила с отцом. Развелась только тогда, когда я выросла и создала свою семью.

- А вы считаете, стоит идти на такие жертвы? Ведь это почти что заживо себя похоронить. Ваша мама могла бы выйти замуж еще раз и быть по-настоящему счастливой...

- Да, я считаю, что на такие жертвы надо идти, потому что нельзя ранить маленькое существо. Оно ведь не просило рожать его, ты сама приняла это решение. Значит, создать надо ребенку такие условия - даже в ущерб своему собственному женскому счастью, - чтобы он не мучался и не страдал от "безотцовщины".

- У вас нет детей. Боялись в молодости сделать перерыв в карьере?

- Это жесточайшая ошибка моей жизни. Жесточайшая. Если бы могла повернуть время назад, все бы сделала по-другому. Наверное, во многом виновата моя мама, она твердила: "Нельзя жертвовать профессией ради личной жизни". Я думала, что все успею. Но... Не успела. А у человека обязательно должен быть росток, который он создал и взлелеял.

P. S. Кстати, собачку свою Ирина Петровна нашла. Эта темно-коричневая очаровательная такса в течение интервью все время пыталась укусить мой диктофон.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно