ВСЕ детские игры так или иначе направлены на развитие психических функций (памяти, внимания, логического мышления, речи, творческого воображения и др.).
ЧЕМ БОЛЬШЕ малыши играют в конструктор, игры-вкладыши, пазлы, бусы-шнуровки, тем быстрее совершенствуются зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развиваются мелкая моторика, координация движений рук, что поможет ребенку в школе. Например, играя в пирамидку, ребенок учится различать и называть цвета. Игра для ребенка - учеба и труд. Играя с малышом в кубики, называйте их форму (кубик, кирпичик, цилиндр), цвета и размеры (большой, средний, маленький).
Сначала сами постройте (мост, гараж), затем попросите ребенка помочь вам построить то же самое, ну а потом предложите малышу самому сложить, например, кроватку, стол, стул для кукол и "пригласите" на чаепитие гостей (зайку, мишку) и т. д. Ребенок обычно с удовольствием играет в такие игры. Когда ребенок строит по замыслу, у него развивается творческое воображение.
Учите ребенка замечать, что общего и разного у кубика, треугольника, кирпичика. Также неплохо будет, если вы зададите ребенку вопросы: "На что похож кубик? цилиндр? кирпичик?" Пусть ребенок найдет в квартире, на улице предметы, напоминающие эти формы. Если у вас в семье двое детей или к вам в гости пришли друзья, можно провести соревнование между детьми, предложить ребятам, кто быстрее построит (гараж, башню, мостик, спальню для кукол, матрешек).
Но есть родители, которые никогда не играют с ребенком, более того, они смотрят на детскую игру как на забаву (не плачет - ну и хорошо), как на несерьезное времяпрепровождение. Во что играют дети - им безразлично. Раз игра - свободная деятельность, не стоит вмешиваться в нее, достаточно создать условия: купить игрушки, выделить место для игры.
Такие взгляды на детскую игру глубоко ошибочны. Игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. В игре ребенок отражает окружающую его жизнь, усваивает правила поведения. Для того чтобы развить речь ребенка, родители могут, например, поиграть с ним в игру "начни - продолжи". Вариант этой игры может быть такой: вы показываете ребенку сюжетную картинку и предлагаете ему составить рассказ (вы начинаете, ребенок продолжает, вы заканчиваете). Варианты словесных игр могут быть разнообразными.
Родителям надо всегда помнить, что малыш должен играть, заниматься с удовольствием. Важные условия игры - улыбка, радость, похвала, одобрение, искренняя заинтересованность старших. Но не надо хвалить малыша не по заслугам. Если у ребенка что-то не получается, не спешите бросаться ему на помощь, пусть попробует еще раз. Например, ребенок что-то нарисовал, вы можете ему сказать: "Ты сегодня нарисовал хорошо, но вот одна кривая линия получилась. Если все линии прямые, то будет еще лучше! Попробуй-ка еще разок!" Таким образом родители воспитают у ребенка упорство в достижении цели, настойчивость.