Известно, что, купив путёвку боссу, можно отдохнуть всем отделом. А потому, как только подчинённые узнают о том, что их любимый начальник решил укатить в Альпы, на Лазурный Берег или в деревню к любимой тёте, в офисе начинается нездоровое оживление и массовое планирование неурочных отгулов.
КАК правило, не радуется лишь один человек - тот, кому поручили быть временным заместителем уехавшего босса. Впрочем, даже если вы будете лишены возможности переделать все домашние дела за время начальственного отпуска, не стоит расстраиваться, ведь отныне всё в ваших руках.
Даже временное пребывание в кресле руководителя может принести ощутимую пользу вашей дальнейшей карьере или полностью испортить деловую репутацию. Поэтому, оказавшись на месте шефа, постарайтесь избежать типичных ошибок, которые способны замедлить ваше восхождение по служебной лестнице.
Калиф на час
КОГДА Валентине предложили заменить уехавшего в месячный отпуск начальника, она была полна самых радужных надежд. Валентина была отличным специалистом и знала работу отдела назубок, а потому перспектива попробовать себя в роли руководителя вдохновляла её чрезвычайно. Однако буквально на следующий же день после отъезда начальника к Вале потянулась шеренга сотрудников, которым срочно нужно было отвезти в деревню детей, навестить родственников из соседнего города, посетить прачечную и химчистку или просто отлучиться с работы на пару дней. При этом работники даже не просили Валиного разрешения, а просто уведомляли её о своих планах. Отказать вчерашним коллегам Валентина не могла - ещё вчера они вместе разрабатывали в курилке перечень достойных предлогов для того, чтобы выпросить внеочередной выходной. Но хуже всего было то, что даже те редкие сотрудники, которые отбывали "офисную повинность", вовсе не стремились выполнять распоряжения новоявленного босса. Зачем напрягаться, если настоящий шеф появится только через месяц! В результате Валентине пришлось делать практически всю работу в одиночку. Конечно же, несмотря на то что она просиживала в офисе все вечера и даже появлялась на работе в выходные, выполнить поручения уехавшего начальника в срок никак не удавалось. Да и качество сделанной работы оставляло желать лучшего - постоянный цейтнот не давал полностью сосредоточиться ни на одном деле.
Через две недели такой работы Валентина поняла, что дальше так продолжаться не может. Но вместо того чтобы попытаться самостоятельно наладить работу отдела, решила действовать через начальника. Она почти ежедневно звонила шефу, докладывая ему о том, что кто-то из подчинённых работает спустя рукава, кто-то не приходит на работу вовремя, а кто-то, не таясь, выполняет "левые" заказы. Первое время начальник пытался помочь Валентине - давал советы или звонил провинившемуся сотруднику. Однако вскоре, устав от постоянных жалоб, босс обвинил Валентину в непрофессионализме и попросил присмотреть за работой отдела начальника соседнего подразделения.
Когда шеф вернулся из отпуска, недовольными оказались все. Коллеги объявили Валентине настоящий бойкот, припомнив, что она "ябедничала" на них начальнику, босс устроил настоящий разгон из-за плохой работы отдела во время его отсутствия, а Валентина поняла, что на карьере руководителя можно поставить крест, по крайней мере, до тех пор, пока она работает в этой фирме.
СОВЕТЫ "ВРЕМЕНЩИКУ"
СИТУАЦИЯ, когда подчинённые не хотят признавать авторитет временного руководителя, - не редкость. А потому постарайтесь сразу расставить всё по своим местам.
• Начните свою работу с ознакомления ваших коллег с задачами, которые поставил вам уехавший босс. Постарайтесь чётко разграничить обязанности всех членов коллектива и снабдите каждого соответствующим заданием.
• Ваши задания должны быть как можно более конкретными. Обязательно оговаривайте сроки их исполнения. Если вам кажется, что кто-то из подчинённых может намеренно "забыть" о вашем поручении, не стесняйтесь давать указания в письменной форме или рассылать их по электронной почте.
• Не стремитесь выполнить всю работу самостоятельно. Может, вам и кажется, что ваши подопечные работают слишком медленно и что вы могли бы справиться лучше, однако теперь ваша задача - организовывать и направлять работу других.
• Почаще подчёркивайте, что вы - хоть и временный, но всё же начальник. Не бойтесь употреблять повелительное наклонение - "я так решила", "мне нужно".
• Если кто-то из подчинённых откровенно халтурит, вполне допустимо сообщить ему, что вы доложите об этом начальнику, как только тот вернётся. Скорее всего, ваша угроза подействует. А вот ябедничать шефу на коллег, даже не попытавшись договориться с ними, - не самая лучшая стратегия.
• Конечно, нет ничего предосудительного, если вы отругаете кого-то из подчинённых. Однако, если вы вынуждены устраивать разгоны по 5 раз на дню, это уже тревожный симптом. Скорее всего, ваши задания слишком путанны и неконкретны.
• Звонить начальнику, который отдыхает, можно только в одном случае: чтобы сообщить ему, что вы подписали контракт на миллион долларов. В этом случае ваш босс будет отдыхать с ещё большим удовольствием. Все же остальные вопросы постарайтесь решить самостоятельно.
ИНТЕРЕСНО
ОТПРАВЛЯЯ е-mail своему подчинённому, начальник может довести его до стресса. Те, кто занимает более высокое положение в служебной иерархии, всё чаще используют электронную почту как своеобразный щит, за которым они скрываются, не осмеливаясь сделать выговор или, например, сообщить об увольнении при личной встрече. Однако, как установили британские исследователи, электронные послания отрицательно влияют на здоровье подчинённых. В исследовании приняли участие 48 добровольцев, обладающих хорошим здоровьем. При помощи специального датчика у них во время работы контролировали кровяное давление. Выяснилось, что оно не повышается или повышается, но незначительно, если e-mail приходит от коллеги по работе. При этом давление обязательно растёт, если пишет начальник, причём чем более агрессивный и критический характер имеет сообщение, тем больше оно повышается.