"Пора вставать, господин Ван Гог!" - 20-летний Винсент обожал этот чистый и высокий голос, который он слышал каждое утро. Его будила дочь квартирной хозяйки - Урсула.
Продолжая семейное дело, юный Ван Гог занимался продажей картин в художественном салоне и снимал комнату в Лондоне. Тогда он ещё и не думал, что станет художником. Но в его жизнь вошла Урсула Луайе.
БУДУЩИЙ великий художник родился 30 марта 1853 года в семье голландского пастора. В детстве маленький Винсент был очень робким, застенчивым мальчиком и из всей семьи был привязан только к младшему брату Тео, с которым много гулял, обследуя каждую тропинку в саду, окрестности, поля в родном городе Зюндерте. Он любил природу какой-то особенной любовью, находил прекрасное даже в самом простом, обыденном. Голые деревья зимой, весенняя слякоть, крестьяне в поле - глаз простого человека ни на минуту не задержался бы здесь. А Винсент мог любоваться этими пейзажами часами.
Винсент прошёл долгий путь в поисках своего призвания. Только к 30 годам он почувствовал, что станет рисовать. Продавая картины, Винсент научился разбираться в живописи. Лондон остался для Ван Гога городом его первой любви - городом Урсулы Луайе. Урсуле было 19. Она быстро подружилась с Винсентом, каждый день они гуляли вместе. Винсент на ходу сочинял смешные истории, лишь бы увлечь собеседницу.
Урсула и её мать содержали на заднем дворе своего дома детский сад. Видя девушку, окружённую маленькими детьми, Винсент, восхищаясь, называл её "ангелом малышей".
Девушка на самом деле совсем не замечала, что творилось в сердце нового друга. Она больше года была помолвлена с другим и готовилась к свадьбе. Но Винсент искренне верил в то, что Урсула его полюбит.
Винсент был красив. Густые рыжие волосы волной спускались на широкие мускулистые плечи, крупный подбородок говорил о твёрдости характера, умные серо-зелёные глаза запоминались надолго. Во всём облике ощущалась жажда жизни, творчества, любви.
Когда приехал жених Урсулы, Винсента заставили съехать с квартиры. Но он, как приворожённый, каждый день приходил к дому любимой, чтобы только взглянуть в её окно и ощутить её присутствие. Десятки километров пешком, в кровь стёртые ноги, и всё ради нескольких минут счастья. Наивный Винсент не хотел верить в существование жениха, пока не увидел свадьбу Урсулы. Ему тогда показалось, что жизнь кончена.
РАБОТА продавца картин в салоне перестала его интересовать. Он даже позволял себе отговаривать покупателей от приобретения картин, которые казались ему пустыми и холодными. Трагедия любви заставила его искать другую дорогу в жизни. Он решил стать проповедником, чтобы помогать несчастным людям... таким же, каким теперь был и он сам. Ему хотелось служить бедным и обездоленным, зажигая луч надежды в их измученных от долгих страданий душах. И он действительно стал проповедником. Однажды он поехал в шахтёрский край Боринаж в Бельгии. Под впечатлением от его обитателей появился первый рисунок. Главным персонажем работы была столовая с вывеской "На шахте". Но главным, ради чего он поехал в Боринаж, было желание облегчить тяжёлую жизнь шахтёров. Винсент покупал еду, ухаживал за больными, а вечерами собирал людей у себя в комнате и долго, вдохновенно рассказывал им истории из Библии. Но жизнь текла своим чередом. Каждый день люди умирали от чахотки, от голода, а беспросветный труд, за который платили гроши, был смертельно опасен. Уходя каждое утро в 3 часа ночи в шахту, человек не мог знать, вернётся оттуда живым или нет. Винсент делал всё, чтобы как-то смягчить участь бедных работников. Он разговаривал с начальником, прося его прибавить зарплату шахтёрам или хотя бы обеспечить охрану их труда, но все усилия его были тщетны. Когда однажды в шахте случился взрыв и 50 человек оказались погребёнными заживо, Винсент понял, что его проповеди бессильны перед судьбой, столь неотвратимой и безжалостной. И ещё он понял, что больше проповедовать не в силах.
Как-то раз в поле Винсент увидел пашущего крестьянина. Он достал из кармана клочок бумаги и карандаш и быстро набросал фигуру человека. Получилось коряво, и Винсент долго копировал рисунок, пока наконец не вышло похоже. Это было началом его дороги в мир живописи. Потом было много лет безуспешного творчества, но Винсент не бросал своего занятия. Он понял, что нашёл наконец то, что искал всю жизнь, - работу, которая будет помогать людям. Врач, лечащий больного, лишь на какое-то время может спасти человека, задержать в этом мире, но смерть всё равно наступит. А художник своими картинами будет приносить людям радость и лечить их души вечно. Осознав это, Винсент был счастлив.
ВТОРОЙ яркой любовью художника стала его двоюродная сестра Кэй. Она потеряла мужа и воспитывала пятилетнего сына одна. Он встретился с ней в гостях у собственных родителей, куда Кэй приехала на несколько дней. Винсенту давно нравилась Кэй. Увидев печать страдания и горе в её глазах, он не мог сдержать чувств любви и сострадания к ней. Когда он признался ей в любви, Кэй испугалась чего-то и тут же уехала. Винсент поехал к её отцу - своему дяде, которого умолял помочь ему быть рядом с любимой. Но получил отказ. И тогда совершил странный поступок, но говорящий о его характере многое. Винсент поднёс свою ладонь к пламени горящей свечи и произнёс:
- Позвольте мне хотя бы поговорить с Кэй столько, сколько я смогу держать руку в огне!
Пять, десять, пятнадцать секунд... Кожа покрылась волдырями, стала лопаться, почернела. Отец Кэй был ошеломлён. Он вскочил и вытолкал безумца из дома. Но больней всего для Ван Гога был отказ самой Кэй. Она не захотела встретиться. В одном из писем к брату Тео он писал об этих днях так: "Тогда - правда, не сразу, но очень скоро - я ощутил, что любовь умерла во мне и её место заняла пустота, бесконечная пустота... Но и после смерти воскресают из мёртвых..."
Винсент перебрался в Гаагу. Всю его жизнь заполнила живопись. Он ни дня не мог прожить без мольберта и кисти. На работу Винсент выходил, как на поединок, побеждая мёртвый холст живыми мазками. Ему нравилось рисовать людей: толпу у лотереи, у входа в дешёвую столовую, на вокзале в зале ожидания.
Винсент был ещё только на пути к славе, у него не было семьи, он тяготился своим одиночеством. Как-то раз, сидя в кафе, он заметил немолодую некрасивую женщину. У неё не было денег расплатиться за обед, и Винсент помог ей. Предложив вина, художник разговорился с ней. Христина была прачкой. Двенадцать часов в день она работала, но на жизнь ей и её детям денег всё равно не хватало, и она шла подрабатывать на панель. Даже тогда, когда была беременна.
Христина поразила Винсента тем, как покорно сносила все тяготы жизни. Она говорила просто, без кокетства, не рисуясь и не стараясь приукрасить себя. Винсент увидел в ней сестру по несчастью. И подумал: "Если сложить два несчастья, то, может быть, получится хоть маленькое, но счастье?.." Винсент пригласил её поработать натурщицей, чтоб хоть немного помочь ей материально. Прошло несколько месяцев со дня их знакомства. Христина готовила художнику еду, убирала комнатушку. Благодаря знакомству с ней появились такие картины, как "Старуха со ступкой", "Скорбь", "Девочка в шали". Он захотел, чтобы Христина стала его женой, и она согласилась. Винсент не испытывал к ней глубокого чувства. И если бы женщина не нуждалась в его помощи, то их связь, вероятно, никогда бы и не возникла. Но сознание, что он всё же нужен кому-то, вновь наполнило его жизнь смыслом. Христина была неряшливой и пьющей, но он старался не замечать этого. И Винсент был счастлив. Наконец-то и у него есть семья! Жена, пусть бывшая проститутка, дети, пусть не от него, но всё-таки семья! Художники резко осуждали его, кто - молчаливым презрением, а кто - открытой язвительной насмешкой. Даже самый близкий Винсенту человек - брат Тео - не одобрял связи с этой женщиной. В письмах к брату Винсент оправдывался, говоря, что испытывает постоянную потребность любить кого-то и что почему-то его всегда тянет к несчастным и брошенным людям.
Но и это счастье было недолгим. Картины Ван Гога продавались плохо, и Христине казалось, что в публичном доме она заработает больше. Денег, которые присылал семье брат Тео, не хватало, чтобы продолжать заниматься любимым делом, Винсент часто отказывал себе в еде, отчего здоровье его ослабело. Христина сама предложила Винсенту расстаться. В письмах к брату он писал: "Оставить её - значит снова толкнуть на путь проституции, а этого та рука, которая пыталась спасти её, сделать не может..."
Но они всё-таки расстались.
СЛЕДУЮЩИЕ несколько лет он прожил в доме родителей. Каждое утро Винсент брал этюдник и шёл в поле делать эскизы. Как-то раз во время работы художник почувствовал, что кто-то следит за ним. Он заметил за старым фургоном мелькнувшее платье. "Марго Бегеманн", - представилась незнакомка, когда прятаться было уже бессмысленно. Она призналась, что страстно любит художника. Марго всю жизнь мечтала кого-нибудь полюбить и дала себе клятву, что если до сорока лет никого не встретит, то покончит с собой. Шли годы: 35, 36... В 39 она встретила Ван Гога. Мать рассказала Винсенту, что Марго из состоятельной семьи, что она навещает больных в посёлке и помогает бедным. Ван Гог сблизился с Марго, потому что сам был отзывчив. Женщина была на несколько лет старше Винсента и очень хорошо понимала его. Странности натуры гения, которые многих отпугивали, её, наоборот, притягивали. Марго окружила художника нежной заботой матери: приносила ему в поле еду, скрашивала одиночество беседой, искренне интересовалась его работой, замыслами. Винсент сделал Марго предложение. Но Марго, несмотря на свой возраст, психологически зависела от своих сестёр, которые пришли в ужас от идеи этого брака. Жители посёлка считали Винсента бездельником. Марго, всегда покорная, неожиданно проявила настойчивость, и сёстры пообещали, что выдадут её за Ван Гога, но не раньше, чем через два года. Гордый Винсент не принял никаких условий и отказался от брака вообще. Марго тогда пыталась покончить с собой, но её спасли. Чтобы успокоить бедную женщину, Ван Гог навещал её в больнице. Он сожалел, что встреча с Марго не произошла раньше тогда бы всё сложилось иначе.
Они остались на всю жизнь добрыми друзьями. Марго убедила художника, что гораздо важнее любить, а не быть любимым. Винсент согласился с ней, потому что давно понял: его главная любовь в жизни - это его работа, его живопись. И с этой любовью не сравнится ничто.
Смотрите также: