Десятиклассники из Киренска считались вполне благополучными в школе, за них не боялись родители, на них не жаловались соседи...
Объяснительная записка Сергея Воронина следователю прокуратуры:
"Я не помню, кто первый предложил покататься и съездить на мотоцикле за водкой. Перед этим нам Вася взять отцовский мотоцикл не разрешил. Выпили мы очень много, Вася заснул у костра, а нам с Володькой казалось, что надо еще водки. Ключ от мотоцикла был у Васьки в брюках, и просить его было бесполезно.
По пути к костру Вовка прищелкнул пальцами и сказал: "А ведь его можно того..." Я понял - "отключить". Вовка подобрал щепку, плюнул на один конец, и мы ее подкинули "на командира". "Командиром" выпало быть мне. Я сказал: "Иди первый" Он подобрал дубинку поувесистей и ушел.
Когда я подходил к костру, он мне встретился и сказал, что оглушил Васю. Я подошел посмотреть. Потом взял дубинку и тоже ударил... Увидев кровь, я побежал к мотоциклу. Галка в это время направлялась к костру, я ее схватил, чтобы удержать, но она вырвалась и побежала через ручей, а Вовка догнал ее и начал топить. Я крикнул: "Что ты делаешь?!" Галка вырвалась и поползла к берегу..."
Появилось дело об убийстве. На четвертый экзамен в школу не пришли трое: Васи уже не было в живых, Сергей и Владимир содержались под стражей как убийцы.
Из показаний Гали:
"...Настроение у всех было хорошее. Пока варился суп мы сидели у костра, смеялись, вспоминали разные поездки в лес. Сережка разложил на траве газеты, продукты, посуду. Перед едой немного выпили водки... Потом еще выпили... Потом еще... Володька искупался в протоке. Вода была очень холодной. Вася тоже решил искупаться, но мы с Сережкой удержали его, боялись, что простынет..."
А через час уже все изменилось:
"...Володька предложил ехать с ними. Я взглянула на него и испугалась: глаза были какие-то светлые, бессмысленные, страшные. Я ответила, что не поеду, езжайте вдвоем, берите этот мотоцикл несчастный, только оставьте нас с Васей. Еще спросила: ты что, так сильно перепил? Он ответил - нет. Мне стало страшно, я кричала Васе, а он не откликался. И я побежала к нему через протоку..."
Убили лучшего друга, даже не поссорившись с ним, просто так...
Откуда же такая жестокость у двух "положительных и благополучных" десятиклассников? Вместе учились, мечтали поступать в институты. Все были не без способностей. Хотя по характеру совершенно разные. Сергей не отличался волей, чаще был "ведомым", зато все отмечали его корректность и отзывчивость. Владимир - наоборот, волевой, "себе на уме", но тоже не выделялся из общей массы какими-то криминальными наклонностями. Обычные парни, которых не заметишь в толпе.
Родители виноваты? Оба жили в семьях, которые принято называть благополучными. Сергею мать доверяла, даже потакала, всецело полагалаясь на его искренность и доброту. Правда, Сергей рос без отца. Мать воспитывала его одна, баловала, как могла, на свою невеликую зарплату участкового врача.
Володя рос в другой семье. Отец его, капитан-механик, часто бывал в рейсах, и за сыном в основном следила мать. По отзывам соседей, она "женщина крутая, резкая, требовательная". Мать строго судила сына за каждый проступок, старалась контролировать каждый шаг и до последнего времени, случалось, даже порола ремнем. Покупками и карманными деньгами Володю не баловали, друзья к нему не ходили, потому что "в квартире была идеальная чистота и мать не любила, когда появлялись посторонние.
Оба, такие разные, стали убийцами. Владимир приговорен к 10 годам лишения свободы в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима, Сергей - к 9 годам с содержанием в той же колонии.
В чем же причина? Почему школьники, на первый взгляд вполне благополучные, только вступающие в жизнь, вдруг совершают такие зверские и вроде совершенно не мотивированные преступления?
Мнение психолога
Я не верю, что бывают немотивированные преступления
ТОТ, кто думает так, просто не хочет или ленится поискать истинные мотивы. А они всегда есть, но находятся чуть ниже поверхности. Особенно когда речь заходит о самом страшном преступлении - убийстве. Здесь нарушается одна из самый главных заповедей, которое выработало человечество. Ведь запрет на убийство - в его генетической памяти. Это своего рода табу, нарушать которое нельзя. Поэтому простые объяснения - безотцовщина, избалованность, измученность сверхстрогими запретами - не более, чем миф. Очень часто, кстати, такими методами пользуются сочинители детективов. Они пишут лубочные биографии преступников, типа: его били в детстве, и поэтому он стал таким. Но серьезно к этому нельзя относиться.
Хотя безотцовщина, вписанная в сегодняшний контекст, это гораздо более серьезная история. Раньше ребенок, не имеющий отца, все-таки не чувствовал себя так одиноко, без опоры. У него были, если можно так сказать, "социальные отцы". Это мог быть директор школы, учитель физкультуры, Дядя Степа-милиционер, о котором он знал с детства, что тот его защитит. Воин, который прижимает к груди ребенка. Наконец, наше непобедимое Отечество. Все это было многоуровневой защитой для маленького человека. Пускай условной, виртуальной, но помогающей ему преодолеть многочисленные страхи.
Сегодня эта защита рухнула. Да и можно ли ее ожидать от "поставщика образовательных услуг" (так теперь официально называется учитель). Дяди Степы больше нет. Милиционер, как сообщают нам средства массовой информации, защищает не ребенка, а мафию. Вместо великой непобедимой армии - торговцы оружием. Вместо Отечества - растерзанная хаотизированная криминальная территория.
Поэтому неудивительно, что страхи от природы нервного ребенка, да еще растущего без отца, перерастают в патологические. Патологические же страхи (это азы психологии) часто порождают патологическую агрессию. А агрессия всегда - обратная сторона страха. Одно без другого не ходят.
Тут еще важно, что когда воспитываются только "нижние этажи" личности, вырастает не просто примитивный человек, а человек абсолютно беззащитный. Ему некуда "уйти" от бытового неустройства, материальных нехваток, кроме как в агрессию. Когда "нижние этажи" неудовлетворены, он неспособен думать ни о чем, о культуре и книгах - тем более. Это голодный зверь. Если друг не дал прокатиться на мотоцикле - он может убить. Происходит полная деградация личности. Человек превращается в двуногую инфузорию, состоящую из страхов и низменных потребностей. Он не может спокойно пережить, если его в этих потребностях урезают.
Чем больше мы будем внушать молодежи, что ей надо "оторваться", "приколоться", "жить без проблем", "не грузиться", тем чаще мы будем узнавать о, якобы, немотивированных убийствах, совершаемых несовершеннолетними. К сожаления, не только в детективных романах...
Ирина МЕДВЕДЕВА