В футболе можно выигрывать на энтузиазме, на классе, но никогда на голодный желудок. Это хорошо знает "главный спец по аппетиту" московского "Спартака" Анна Чуркина, которую за глаза футболисты называют просто мамой...
НЕ ТАК давно Анна Павловна вышла на пенсию, но продолжает работать на спартаковской базе в Тарасовке. Вот уже 39-й год... Приглянулась она сразу. Никита Симонян, увидев, как все "горит" в руках у 19-летней рязанской девушки, сказал: "Анечка нам подойдет!" И все другие кандидатуры отпали сразу.
Кого только не пришлось кормить за это время! И легкоатлетов, и штангистов, и борцов... Даже хоккеистов. Таких, как Старшинов, Якушев, братья Майоровы... И к желудку каждого надо было найти подход. А еще муж, огород, корова, поросята, куры...
- Помню, как наставления мне давал Константин Бесков: "Аня, для футболистов надо готовить по-особому. Запомни, им нельзя делать блюда, где много соли и острых приправ. Старайся готовить так, чтобы они по возможности поменьше потребляли влагу, ведь это потом скажется на игре". Моим главным помощником сейчас стал врач команды Юрий Васильков. Вместе с ним мы "колдуем" над меню для спартаковцев. Есть, например, ограничения: пищевой рацион футболиста не должен превышать 3,5 кг в сутки. Но и натощак играть нельзя - это приводит к снижению работоспособности.
- А есть у футболистов любимые блюда?
- Конечно. Не поверите, но, например, Виктор Булатов не любит блины с черной икрой, а предпочитает красную. Андрей Тихонов был без ума от котлет, шницелей, тефтелей. Дмитрий Ананко не меньше футбола любит курицу, готов есть ее хоть каждый день. Нравится русская кухня и бразильцам. Луис Робсон, например, просто балдеет от наших щей, борщей и антрекотов. Нередко дарит мне цветы, конфеты, а недавно предложил во время отпуска посетить Бразилию, где живет его мама.
- Тренеры более требовательны к еде, чем игроки?
- Ничего подобного. Неприхотлив к пище Олег Романцев. Для него мы ничего специально не готовим. Он питается с общей кухни. Для него нет ничего вкуснее щей и котлет. А сидит он за одним столом с Вячеславом Грозным, Валерием Жиляевым и Юрием Васильковым. У Романцева здорово стряпает жена Наталья, но он как-то сказал, что у меня пироги получаются лучше.
- Неужели среди игроков у вас нет любимчиков?
- Для меня футболисты, как дети родные, но к одному у меня были особые чувства - к Феде Черенкову. Может, потому, что он вырос у меня на глазах в детском спортивном лагере в Тарасовке. Помню, как в детстве многие ребята просили у меня добавки компота, а он никогда не просил. Однажды я у него спросила, почему? На что он ответил: "А мне стыдно!" Может, за это его откровение и полюбила его чуток больше других.
-Готовите вы на славу, а вот за своих едоков болеете, когда они играют?
-За многие годы настолько влюбилась в футбол, что практически не пропускаю ни одной игры любимой команды. В основном смотрю по телевизору. По жизни я человек спокойный, но когда спартаковцы забивают красивый гол, кричу на всю комнату.
- И все же, говорят, за границей футболисты лучше питаются...
-Они, может, кушают на большую сумму, чем мы. Зато не знают, что такое свежий щавель с моего огорода и зеленые щи. Вы бы видели, с каким аппетитом их уплетают игроки! Когда вышла на пенсию, думала, что на мое место найдут более молодого шеф-повара, но Олег Иванович сказал: "Надо еще поработать, ведь мы пока не выиграли Лигу чемпионов..."