Примерное время чтения: 6 минут
312

Покемания

Я как раз "ваяла" что-то на воспитательную тему, когда шестилетняя дочка напрочь сразила заявлением: "Мам, я хочу быть крутой".

- Зачем это?

Вообще-то моя дочь - ребенок тихий и неагрессивный, поэтому такое желание меня порядком удивило.

- Ну как же, Сейлор Мун ("Луна в матроске"), она - такая же девочка, как я, но умеет воевать с космическими монстрами.

- На тебя нападают монстры?

- Нет... Сережка из соседнего подъезда.

НИКОГДА особенно не присматривалась к тому, что она смотрит по телевизору. Оказалось - сплошные японские мультбоевики. Главным образом потому, что редко транслируется что-либо другое и еще "там все - крутые". Поэтому домашняя видеотека с Аленушками и Василисами отошла на второй план. А главной любовью стали телепузики и покемоны.

Первые заставили наше семейство пережить несколько неприятных моментов. Во-первых, дочь, которая нормально выговаривает все буквы, внезапно закартавила. Оказывается, подражала героям любимой телепередачи.

Во-вторых, эфирное время "Телепузиков" абсолютно совпадало со временем нашего отправления в детсад. И вот, пока страшная труба не созывала телепузиков в родные пенаты, мы не могли выйти из своих. В-третьих, желеобразные тела TВ-героев мне казались не слишком симпатичными. Телевизорами в животе они почему-то навевали мысли о трансплантациях и протезах.

А когда эти телевизоры прямо из живота начинали трансляцию детских историй, мне было и вовсе не по себе. Хотя "животы" показывали вовсе неплохие вещи, например починку пылесоса.

Но все эти "мелочи" не шли ни в какое сравнение с последствиями, в которые вылилась болезнь под названием "покемания". Сие чувство регулярно подогревалось непосредственно из детского сада и уличного окружения. Приятели моей дочуры без устали играли в фишки с изображениями покемонов, хвалились картами с непонятными зверями. В магазинах доводили родителей до исступления просьбами: купи брелок с Пикачу! Пропустить хотя бы одну серию Покемонов - одна из величайших трагедий, сродни тому, что проспорить конфету ненавистному Сережке.

Получается, что этот самый Покемон - не кто иной, как национальный детский герой! Памятуя о том, что врага лучше все-таки знать в лицо, я посмотрела мультфильм.

Зверюги говорили с плохо скрываемым украинским акцентом и вызывали усиленный мыслительный процесс на тему: на кого же они все-таки больше смахивают - на мышей или кроликов, пострадавших от радиации? Сюжет примитивный: хорошие гробили нехороших. Но подразумевалось, что делается все это во имя добра.

Хотя, на мой родительский взгляд, вся эта мультяшная борьба со злом - самая настоящая "мочиловка". То есть весь смысл мультика сводится к тому, что герои доказывают свою силу. Кто сильнее - тот и победил. Причем победа достигается не благодаря уму или ловкости, а исключительно фантастическими способами.

Какое удовольствие можно получить от столь незамысловатых и агрессивных сюжетов, мне, как и многим родителям, было совершенно непонятно. Дети объяснили: крутые герои ловко расправляются с врагом. Взмахнул рукой - и он упал, взмахнул другой - и взорвался противник синими звездочками.

Вот этот процесс сражений и завораживает, приковывает внимание детей к телеэкрану. Только чему научат ребенка эти мультики? Или задачи детских передач упростились - развлечение без воспитания?

И самое главное, как просмотры мультфильмов про "нелюдей" и даже "незверей" сказываются на детской психике?

С этими вопросами я обратилась к специалистам.

Л. ДУБРОВСКАЯ, психолог:

МУЛЬТФИЛЬМЫ и детские передачи должны расширять кругозор, внушать оптимизм и давать ребенку веру в то, что человек cильнее. В будущем это спасает молодых людей от наркотиков, сект и суицидальных попыток.

Кроме того, детские программы должны подготавливать малышей к учебе в школе, к общению с другими людьми, к выходу из конфликтных ситуаций, формировать нравственность, мировоззрение. Вряд ли мультфильмы, которые упоминаются, выполняют хотя бы часть этих функций. Поэтому, по моему мнению, тратить драгоценное детское время на подобные просмотры нецелесообразно. И еще. Быстрая смена картинок, порождающая невероятную быстроту восприятия, пагубно влияет на детей - нервирует, раздражает, дает почву для детских страхов. Как специалист я могу сказать, что такие явления очень сложно поддаются корректировке.

В общем-то, ничего плохого в том, что ребенок увлекается мультфильмами и их героями, пусть даже японскими, нет. Главное, чтобы пребывание в виртуальной реальности не затягивалось. Дети ведь верят в то, что происходит на экране. А супергероям, как правило, хочется подражать. Поэтому связь с реальностью иногда пропадает. После неоднократного просмотра эпизодов сражения врага с помощью магического кристалла ребенок может утерять способность правильно и адекватно действовать в условиях реальной опасности. Как надо себя защищать, если соседская собака как назло уселась на дороге и уже угрожающе рычит, а высечь огонь из несуществующего хвоста никак невозможно?

Кроме того, излишняя агрессия, пропагандируемая в сегодняшних мультфильмах, настраивает ребенка на неправильные методы борьбы с чем-то.

Впрочем, отечественные мультфильмы и сказки тоже часто грешат на тему завладеть и поработить. "Колобок, колобок, я тебя съем!" - тоже не особенно миролюбиво звучит. Как без традиционной войны между добром и злом? Но в "Покемоне" сражение превращено в культ.

Жаль, что руководство телеканалов, очевидно, полагает, что купить не особенно удачный мультфильм за границей проще и выгоднее, чем потратить деньги на производство отечественного и добротного.

А. КОРОВИЦЫН, педагог:

СОЗДАТЕЛИ телепузиков деклари ровали свой телепродукт как новейшую ненавязчивую методику умственного развития малышей возраста от полутора до четырех лет, не посещающих дошкольные учреждения. Однако многие детские психологи полагают, что этот сериал не то что не развивает, но просто оболванивает детей.

Факторами "оболванивания" выступают и основное место действия "героев" - поляна со скудным невнятным пейзажем, и их речь. Пискляво-чирикающий язык: отрывисто-примитивные предложения с занудными повторами откровенно тормозят развитие у детей речевых навыков. Отсутствие эмоций на лицах этих персонажей (периодические гримасы не в счет) подавляет эмоциональное развитие детей. Хотя именно оно в педагогике считается ведущим при воспитании дошкольников. А стерильно чистые цвета сериала, чередующиеся в полном противоречии с естественным спектром, разрушают у детей нормальную природную структуру восприятия цветовой гаммы.

Вся совокупность этих и других телеприемов является завуалированным психовоздействием и формирует у ребенка поведенческую модель слепого подражательства.

Может быть, эти исследователи и сгущают краски, но все они едины в том, что самым безопасным и полезным телевизионным зрелищем для детей были и остаются отечественные мультфильмы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно