Примерное время чтения: 4 минуты
137

Куда податься бюджетникам?

В СКОРОМ времени ни много ни мало около 15 миллионов бюджетных работников поневоле поучаствуют в новом общегосударственном эксперименте. Дело в том, что с 1 октября 2003 года Правительство решило упразднить Единую тарифную сетку (ЕТС), определяющую размер окладов всех бюджетных работников, и осчастливить их новой системой оплаты труда.

Чем же не нравится ЕТС нынешнему Правительству? Единая тарифная сетка была введена в 1992 году в условиях крайне нестабильной экономики. Предполагалось, что она защитит от инфляции всех поголовно, независимо от их вклада в трудовой процесс, работников бюджетной сферы всех отраслей и всех регионов. Теперь же, когда экономические условия в России изменились, у ЕТС, по мнению федеральных властей, выявились существенные недостатки. Во-первых, индексировать оклады в рамках единой сетки можно только во всех отраслях сразу. А не все отрасли, как известно, нынче прибыльны. Во-вторых, она не учитывала финансовые возможности отдельных регионов. Когда федеральный Центр принимал решение об индексации тарифных разрядов, субъекты Федерации часто оказывались к этому не готовы, и в региональных бюджетах возникали финансовые дыры, которые приходилось "затыкать" федеральными субсидиями и бюджетными ссудами. В-третьих, оклады в рамках ЕТС были слишком низкими, поэтому большинство регионов наряду с окладами, соответствующими тарифным разрядам, выплачивали бюджетникам также и надтарифные надбавки. Размер последних в разных отраслях и регионах колебался в пределах от 20 до 60% от заработной платы.

Все эти недостатки заставили российское Правительство принять решение о замене Единой тарифной сетки отраслевыми системами оплаты труда. Они будут непохожими друг на друга, в них будет разное количество тарифных разрядов. Основные принципы новой системы должны быть закреплены в соответствующем федеральном законе. Его проект уже разработан Министерством труда и социального развития РФ.

Что и говорить, концепция хороша, если бы не многочисленные "но", которые возникли, например, у Федерации независимых профсоюзов России. Их представители заявили, что аргументы Минтруда не убедительны, планирующаяся отмена ЕТС преждевременна. Вкратце их доводы таковы. Большинство субъектов РФ стоят с протянутой рукой у государственной кормушки. Как тут можно обещать какое-то повышение зарплаты? А если полномочия по выплате заработных плат будут и вовсе переданы муниципалитетам, то положение, мягко говоря, станет аховым. Ведь из 13 тысяч муниципалитетов больше половины не имеют собственных бюджетов. Они на 70-80% не в состоянии содержать социальную сферу. Единственной гарантией оплаты труда, вместо ставок и окладов, останется МРОТ размером в 450 рублей. Иными словами, бюджетники дотационных регионов в случае задержки зарплаты рискуют обнищать до предела, зато задолженности резко снизятся. Да и федеральному Центру при таком раскладе дыры затыкать не придется. Затыкать будут субъекты. Соответственно с них и спрос. Кроме того, даже если, согласно концепции Правительства, зарплата после проведения реформы в разных бюджетных сферах увеличится от 1,2 до 1,8 раза, все это повышение будет тут же без остатка уничтожено инфляцией. По расчетам аналитиков ФНПР, эта цифра должна быть увеличена более чем в два раза.

Имеются серьезные сомнения относительно возможностей изыскать средства и источники для повышения оплаты труда бюджетников и в Министерстве финансов РФ. По оценке Минфина, на повышение зарплат бюджетников в связи с реформой потребуется около 10,5 млрд. рублей. Впрочем, в Минтруде уверены, что деньги найдутся. Правда, источник их держится в тайне.

В такой ситуации, когда грядущая реформа не по душе никому, кроме ее авторов, а результат типа "...а получилось, как всегда", уже очевидно - профсоюзам ничего не остается, как запланировать на конец февраля всероссийскую акцию протеста.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно