Я НЕ МОГУ сказать, что являюсь богачом. Однако в жизни я покупал различные вещи, которых так жаждут обычные люди: новый автомобиль, респектабельный дом, разные приспособления и устройства, которые обещают избавить человека от всех забот. Взглянув на все эти предметы, которые могут попасть в наше распоряжение, с другой стороны кассового аппарата, я могу сказать, что они не дают того чувства удовлетворения, которое так рекламируется! Напротив, я обнаружил много мудрости в изречении: "Все вещи, которыми вы начинаете владеть, в конце концов, овладевают вами!" Как это верно сказано! Предмет, за который я отдал свои заработанные тяжким трудом доллары, налагает на меня обязательства следить за ним и защищать его. Вместо того чтобы испытывать удовольствие, которое доставил мне этот предмет, я вынужден проводить около него драгоценное субботнее время, смазывать его маслом, заниматься его покраской, починкой и чисткой. Время, которое я мог бы использовать для полезных занятий, тратится на рабское служение куску ржавеющего железа.
Припомните самую никчемную, ненужную покупку, которую вы совершили в прошлом году. Возможно, это был электрический нож для банок, который теперь валяется в гараже, или костюм, который вы никогда не будете носить. Отдаете ли вы себе отчет в том, что эта вещь была куплена не просто за ваши деньги? Она куплена ценой вашего времени, которое вы потратили, чтобы заработать эти деньги. На самом деле вы променяли некоторую долю отпущенных вам на земле дней на приобретение куска железа, который теперь загромождает ваш двор. Более того, нет такой силы на земле, которая могла бы восполнить время, которое вы потеряли ради этой покупки. Оно ушло навсегда. Мы нередко вкладываем свои жизни в совсем ненужные нам материальные ценности - вначале на то, чтобы получить возможность их купить, а затем на содержание их в порядке.
Не звучат ли мои слова слишком назидательно? Пожалуй, так получается из-за того, что я выношу приговор своему собственному образу жизни. Я ощущаю слабость перед тиранией вещей! Но я адресую мои слова тем людям, которые чувствуют себя подавленными, расстраиваются из-за того, что они имеют мало каких-то вещей. Как много сегодня женщин, огорченных тем, что им чего-то недостает, или они не могут приобрести понравившиеся наряды!
У скольких мужчин будут сердечные приступы в этом году из-за неумеренного желания получить еще более высокое жалование!
Сколько семей окажутся на грани финансового краха только ради того, чтобы не отстать от Джонсонов! А потом обнаружится, к их ужасу, что у Джонсонов появились дополнительные средства, и они опять впереди!
Полное безумие страсти к материальным ценностям предстало передо мной особо ярко во время моей недавней поездки в Англию. Когда я путешествовал, посещая музеи и различные памятники архитектуры, меня поразили те из них, которые я назвал для себя "пустыми замками". Среди густого тумана совершенно одиноко стояли сооружения, когда-то выстроенные гордыми людьми, которые считали себя владельцами замков. Но где эти люди сегодня? Они умерли, а имена большинства из них забыты. Пустые замки теперь стоят как монументы уязвимости людей, их построивших, как символы непостоянства в этом мире. Никого из наследников нет в живых, никто не заявил о своем праве на владение ими. Помните, как сказал Иисус о богатом купце, который, умирая, оставлял все свое богатство: "Кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лука, 12:20).
Я могу сказать с глубочайшей убежденностью о своем посмертном желании: я хочу оставить после себя нечто большее, чем "пустые замки". В своем зрелом возрасте я отдаю себе отчет в том, как быстро проходит жизнь. Время - как скользкая бечевка, которая выскальзывает из моих не гнущихся пальцев. Напрасно я стараюсь удержать время или хотя бы замедлить его ход. Из года в год оно мчится все быстрее.
Поэтому никогда не наступит для меня (и для вас) лучшего момента, чем нынешний, чтобы заняться оценкой ценностей, которые стоят времени и сил, на них затрачиваемых. После подобных мыслей я пришел к заключению, что накопление богатства, даже если бы я смог его обрести, оказывается совсем не той целью, ради которой стоит жить.
Когда я достигну конца дней своих, а ведь ждать осталось совсем немного, я должен буду взглянуть назад, в прошлое, на что-то, исполненное большего смысла и значения, чем погоня за домами, земельными участками, машинами, акциями и облигациями. Небольшую ценность представляют слава и успех на любом поприще.
Мое земное существование покажется мне напрасным, если я не пойму, что в своей жизни искренне служил Богу, сотворившему меня, а также, если я не смогу поклониться своей любящей семье - самому надежному капиталовложению в жизни каждого человека. Ничто другое не имеет такого же смысла, и, конечно, ничто другое не стоит такого волнения.
Нет сомнений, что воспитание детей - дело сложное и дорогостоящее. Мне вспоминается женщина с семью очень шумными, непослушными детьми, которая вошла с ними в автобус в Лос-Анджелесе и села позади меня. Прическа у нее была в беспорядке, а темные круги под глазами выдавали состояние крайнего изнеможения и усталости. Когда она разместилась вместе со своим непоседливым выводком, я спросил ее: "Все эти дети - Ваши собственные, или Вы собрали их, чтобы устроить что-то наподобие пикника?"
Она недружелюбно посмотрела на меня и сказала: "Все эти дети - мои. Поверьте, заниматься ими - это совсем не пикник!"
Женщина права. Выполнение родительских обязанностей - это занятие не для неженок. Подразумеваю ли я при этом, что супружеские пары, недавно начавшие совместную жизнь, должны оставаться бездетными? Конечно, нет! Супруги, которые любят друг друга и детей, обычно сами стремятся испытать волнение от сознания самого факта продолжения своего рода. Такие супруги не пугаются трудностей в воспитании детей.
Если говорить о моей точке зрения, то как отец я могу сообщить, что в моей жизни не было более счастливого момента, чем тот, когда я заглянул в глаза моей новорожденной дочери, а через пять лет - в глаза появившемуся на свет сыну. Что может быть более волнующим, чем переживания, испытываемые по мере того, как эти крошечные человеческие существа начинают расцветать, взрослеть, умнеть, и учиться любить? И возможна ли более ценная награда, чем та, которую я получал, когда один из моих малышей забирался ко мне на колени, обнимал меня за шею и шептал: "Пап, я тебя люблю!"
О да! Дети - дорогое удовольствие во всех отношениях. Но усилия, потраченные на их воспитание, уверяю вас, оправдывают себя.