В конце июня закончилось подведение итогов весеннего централизованного тестирования выпускников. Столичные соискатели сертификатов, дающих право на поступление в вуз, в среднем набрали 50,5 балла из 100 возможных, на полбалла превысив среднероссийский показатель. Тем не менее среди 76 регионов России и трех республик СНГ, участвовавших в ЦТ, главный город страны занял "почетное" 27-е место.
Колыбель юных ботаников
Надо заметить, что по сравнению с прошлогодней, 36-й позицией, это явный прогресс. И достигнут он в основном за счет более удачных выступлений московских школьников на усложненных вариантах тестов по математике, физике, русскому языку и биологии.
Например, на сложной математике им удалось подняться с 59-го места на 42-е, на повышенного уровня сложности русском языке с 60-го - на 48-е и т.д.
Зато на испытаниях по биологии москвичи стабильно набирают около 60 баллов - лучший результат в России. На химии московские выпускники "добыли" 58,5 балла, пропустив вперед Казахстан, Узбекистан, Курганскую и Московскую области. Неплохо выступили они и по всем основным иностранным языкам, географии и обществознанию, войдя по этим предметам в первую шестерку российских лидеров.
Но этим их успехи и ограничились. Ведь, действительно, вряд ли можно считать достижением 23-е место по русскому языку и математике, 25-е - по физике, или 16-е - по истории России.
А перманентные (как и в прошлом году) 47 баллов столичных ребят по информатике - вообще нонсенс. Ну как Москва могла "проиграть" с отрывом в 5-10 баллов детям Курской, Ростовской или Ульяновской области, где число школьников на один компьютер в 3-4 раза больше, чем в столице?
В столице так-сяк, а в области ...
В отличие от московских выпускников, школьники других центральных регионов показывают более высокие результаты. Стабильно держатся в первой пятерке Московская и Рязанская области. В первой десятке - Смоленская и Ярославская области. Там же - Кировская область и Республика Марий Эл. Причем почти все они лидируют за счет высоких баллов выпускников на усложненных вариантах предметного тестирования, на которое идут преимущественно ученики школ повышенного уровня.
А где, спрашивается, больше всего лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов и гимназическими классами, в столице или в Ставрополе? И почему, спрашивается, столичные учителя, поголовно получающие надбавки к зарплате от городских властей, учат детей не лучше, чем их коллеги в Рязанской или Липецкой области, где о каких-либо местных надбавках к жалованью педагоги уже и мечтать забыли? Конечно, централизованное тестирование - дело добровольное. И возможно, его проходили не самые лучшие столичные гимназисты. Но тем не менее.
Гимназист школьнице не товарищ
Средний тестовый балл выпускников российских школ ни по одному предмету не достиг пятидесятибалльной отметки. Зато лицеисты и гимназисты во всех случаях ее превзошли. Иногда сильно, на 10 с лишком баллов, как, например, гимназисты, по французскому языку. Иногда совсем чуть-чуть, как, к примеру, лицеистки, по истории России. Но в целом результаты ЦТ показывают, что учебные заведения повышенного уровня, видимо, оправдывают свое существование. Правда, опять-таки в среднем по стране.
Подтверждает ЦТ и то, что девушки во всех типах учебных заведений в целом учатся немного лучше юношей. Перевес, и очень приличный - в 4-7 баллов, достигается ими в основном за счет языков, в первую очередь русского. Зато по всем остальным предметам выпускницы выглядят немного слабее выпускников. Причем все равно где, в гимназии, лицее или обычной школе. Примерно такая же, прямо-таки "родополовая", зависимость выявляется тестированием между гимназиями и лицеями. В первых выпускники показывают лучшие результаты по языкам и обществознанию, а во вторых - по всем остальным предметам, исключая историю России, где итог обучения в обоих случаях практически одинаков.
А теперь, когда общая картина ясна, можно подумать и о выборе учебного заведения для ребенка. Только вряд ли стоит забывать, что очень надежные и объективные итоги централизованного тестирования в силу их среднестатистичности есть величина столь же метафизическая, как и средняя температура по больнице.