Свято-Троицкая Сергиева Лавра - духовное сердце России. На протяжении веков русские люди устремляются сюда в несчастии и радости, обращаются к Преподобному Сергию за советом и помощью.
Лавра является одним из учредителей лицея-интерната "Православный". Мы встретились с помощником наместника Лавры архимандритом САВВОЙ, чтобы обсудить задачи духовного воспитания, которые стоят и перед новым Лицеем, и перед родителями, неравнодушными к будущему своих детей.
- Святитель Феофан Затворник говорил: "Из всех святых дел самое святое - воспитание человека". Организаторы Православного лицея взялись за дело богоугодное, но сложное и ответственное. Педагог отвечает за детей, которых учит и воспитывает не только перед родителями и государством, но и перед Богом. Он должен помнить об этом. Это служение и предстояние. Служение людям и предстояние перед Богом.
Православие не образ мыслей, не моральный кодекс, а образ жизни. А цель жизни, как учил преподобный Серафим Саровский, - стяжание Святаго Духа. Человек рождается, и начинается его путь к Богу. И путь этот у каждого свой. Первый шаг на этом пути - симпатия. Как симпатия к человеку, так и симпатия - первое чувство - к Богу рождает доверие и желание узнать больше, приблизиться. Часто у ребенка симпатия рождается, когда он первый раз приходит в храм: "Мне нравится; здесь иначе, чем везде". Так первые семена христианства попадают в детское сердце. А сердце человека - это земля, и она взрастит то семя, которое в нее посажено. Воспитание - Богочеловеческий процесс. "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог", - слова апостола Павла. Задача педагога в том, чтобы помогать маленькому росточку веры расти и укрепляться, но что не менее важно: и выпалывать сорняки - семена греха, которые, как и любые сорняки, растут и укореняются быстрее. Грех легко, часто незаметно, попадает в сердце, но вытравить его оттуда тяжелый труд. А всякий грех отдаляет от Бога. Господь дал человеку заповеди, и их должно соблюдать, это нужно не Богу (Бог поругаем не бывает), но самому человеку. Потому что грех причиняет страдания и делает несчастным того, кто его совершает.
- Как отдалить человека, особенно юного, от греха?
- Нужно прежде всего оградить от соблазна. В современной жизни соблазнов очень много, и они очень разнообразны: телевидение с культом насилия и разврата, алкогольные напитки, сигареты, наркотики, компьютерные игры, отрывающие от реальности и уводящие в иллюзорный мир. Поэтому очень хорошо, что дети будут и учиться, и жить в лицее: у них будет больше времени и возможности приблизиться к христианству, осмыслить его. Частое, неформальное общение со священником, возможность получить ответы на многие вопросы, будет полезно ребятам.
- Батюшка, насколько, по-вашему, важна личность Учителя?
- Человеку, еще не утвердившемуся и не определившемуся в жизни, хочется все попробовать, испытать самому. Это эмпирический детский путь познания. А в подростковом и юношеском возрасте желание испытать и попробовать только возрастает. Учитель должен понимать, что именно в этом возрасте очень важен его личный пример. Хорошо и правильно говорить, и хорошо и правильно делать, совсем не одно и то же, а часто вещи противоположные. Об этом надо помнить. Слово Учителя должно совпадать с делом. Ребенок, подросток тонко чувствует фальшь, его нельзя обмануть. Если Учитель учит не курить, а сам курит, ребенок поверит не слову, а поступку. И эта ложь Учителя будет для него очень болезненна. А забудется? Вряд ли.
- Каким, по-вашему, должен быть Учитель?
- Учитель должен быть и строг, и мягок, всегда помня об индивидуальности каждого своего ученика. Мудрость в том, чтобы понять: одному лекарство пойдет на пользу, на второго никак не подействует, а третьему будет во вред. Одного наказание вразумит, другого, наоборот, может глубоко ранить и даже ожесточить. Особенности психического и душевного устроения надо учитывать, когда работаешь с детьми.
Важно, чтобы поучение учителя не было слишком длинным и многословным, не переходило в утомительные нотации: ребенок пропустит их мимо ушей. Не забывайте: Господь поучал народ притчами, а старцы часто за шутками и небольшими жизненными историями скрывали глубокую мудрость и поучение.
- Батюшка, как Вы думаете, нужны ли в школе запреты?
- Запреты необходимы, и этого не надо бояться. Свобода это не вседозволенность. Представьте себе комнату, в которой много людей, и каждый считает себя свободным. Один молится, другой читает, третий курит, четвертый пьет вино: каждый делает, что хочет. Благочестие и молитва в этом общем безобразии станут незаметны. Разве это свобода? Что же такое свобода. Это свобода от греха. Вспомните слова Спасителя: "Всякий творящий грех есть раб греха". Антоний Великий говорил: "Свободен тот, кто не рабствует сластям и чувственным удовольствиям, но душою в рассуждении и целомудрии господствует над плотью".
- Должен ли ребенок соблюдать пост?
- Если у ребенка не хватает сил поститься, он может нарушить пост. Придет время - будет поститься, когда духовно и физически станет готов к соблюдению поста. Если ребенок устал, пусть даже пропустит вечернюю или утреннюю молитву, прочтет "Трисвятое" и отдыхает. Посты, молитвы - все эти аскетические предписания - это средства очищения сердца и достижения смирения, то есть средства, помогающие человеку стать чище, лучше, благороднее. Они помогают человеку оградиться от греха. Но они не должны стать целью, не должны надломить детскую душу. Главное не внешняя сторона. Иногда излишнее соблюдение "внешнего" наносит вред "внутреннему". Нельзя заставлять. Насилие вытесняет благоговение, может вызвать неприятие, отторжение и, что самое страшное, кощунство. Православное воспитание дело тонкое и сложное. В нем нет места насилию. Чуткость и мягкость, готовность услышать и понять играют огромную роль в христианском воспитании.
- Может ли Учитель научить духовности?
- Учитель должен понимать, что духовность - это не способности и не знания, ее невозможно развить, ей невозможно научить. Ее дает Господь каждому в его меру, то есть столько, сколько человек может воспринять, вместить. Очень важно учитывать из какой среды, из какой семьи ребенок пришел в лицей, и если он сразу не сможет почувствовать и понять, нельзя заставлять его. Мудрость, терпение и забота учителей помогут ему найти свой путь к Богу.
- В лицее уже построен храм. Дети будут жить в лицее-интернате и молиться в своем храме...
- Храм должен стать духовной основой лицея, его стержнем. Главное все-таки духовная жизнь. И чтобы духовная жизнь в лицее была - необходима молитва. Господь вразумляет и помогает. Давид пел в псалмах: "Господь умудряет слепцы". Молитва ученика, молитва учителя, молитва духовника должна стать общей. Самое главное общее дело - единение в молитве. Ведь в Евангелии сказано: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Молитва поможет преодолеть искушения, которые, несомненно, будут в лицее, так как никакое богоугодное дело не обходится без искушений. Нужно быть готовым к этому. Плывя по морю, невозможно избежать бурь и высоких волн, но главное удержать на плаву свой кораблик и, преодолев препятствия, завести его в тихую гавань. Такой тихой и светлой гаванью и должен стать храм.
- Батюшка, какое напутствие Вы бы дали организаторам, учителям и детям, которые придут в лицей.
- Православие в лицее должно гармонировать со всеми остальными предметами и со всей лицейской жизнью, должно придать соль, оживотворить лицей. Православие - это прикосновение к Святому Духу, жизнь в Боге. И вершится она не явно, а тайно. Святой Дух прикасается к чистому сердцу.
Один из учеников Христа, апостол Павел в послании к Римлянам писал: "Мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли, - в учении; начальник ли, начальствуй с усердием... Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте". Эти слова Апостола Павла помогут и учредителям лицея, и учителям, и воспитанникам, которые придут жить и учиться в лицей. Ведь, организуя православный лицей, живя в нем, они должны стать едины во Христе.