Примерное время чтения: 4 минуты
182

Добро пожаловать в вертеп!

Не подумайте плохого. Мы вовсе не предлагаем вам сделать что-то неприличное. Вертеп - это театр! Да-да, рождественский театр, а вовсе не то, что думает обычный человек XX века. Пути развития живого русского языка неисповедимы. Дабы реабилитировать его в глазах общественности хочется рассказать немного о том, что же такое вертеп.

Театр в ящике

"Вертеп" - это переносной кукольный театр, в котором разыгрывали историю Рождества Христова. В XIX веке первое значение слова вертеп - было именно театр, а второе, и более архаические - "пещера", "убежище". Когда-то в древности театр назвали так, так как он представлял собой то убежище, в котором родился Иисус. Театры представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и с бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были и скромные одноярусные и даже выдающиеся трехъярусные вертепы.

На верхней сцене изображался Вертеп, т.е. "пещера", в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с "Горним миром": благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. Из декораций на ней обязательно присутствовали две фигуры: одна их них представляла праведного Иосифа с длинной бородой, другая - святую Деву Марию. На нижней сцене был дворец царя Ирода, показывалось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, классические комедии с участием Петрушки, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен. В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, наподобие мезонина, третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя.

Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежки из разноцветных лоскутков. Управляли ими при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези и слегка наклоняться. Но некоторые оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени и садиться. В зависимости от фантазии и возможностей хозяина вертепа внешний вид кукол очень разнился: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй.

Как это было

Традиции вертепного театра в России уходят еще в средние века. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: "року Христусового 1591 збудованы". В тех же Ставищах был найден и другой "Вертеп", датированный 1639 годом. Наиболее старинные из известных текстов российских вертепов относится к XVIII веку.

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной России в светские театры практически не возили. Весь год детвора с нетерпением ожидала своего праздника. Вертепы часто носили по домам достаточно состоятельных людей. В европейской части России можно было также увидеть вертепы на ярмарках. Здесь каждый желающий покупал билет, за умеренную цену, и получал свой "кусочек" праздника. "Ярмарочные" вертепы показывались гораздо дольше, чаще всего до масленицы.

В кукольном рождественском театре совмещалось несовместимое: возвышенная богослужебная православная поэзия с народными частушками и прибаутками. Умилительно-игривый рождественский праздник кукольного спектакля из года в год дарил радости, и вечный сюжет не надоедал: снова и снова плакал Адам у врат затворенного рая и шли персидские цари к новорожденному Христу, имея при себе злато, ливан и смирну.

P.S. С 9 декабря в Москве в музее храма Христа Спасителя начала работать выставка "Вертеп. Итальянская рождественская традиция". Она будет открыта до 1 февраля.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно