Демографическая ситуация, о которой мы так много говорим в последнее время, напрямую зависит от тех условий, которые имеет молодая семья. О том, как решаются жизненно важные вопросы жилья и трудоустройства молодежи наш разговор с депутатом Государственной думы, членом думского Комитета по образованию и науке Маргаритой Баржановой.
- Маргарита Валерьевна, ни для кого не секрет, что молодой человек, который работает не покладая рук, из-за высоких цен не может сегодня приобрести даже небольшую комнату, тем более - квартиру. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
- Опросы нашей молодежи показывают, что на первом месте у нее стоит работа, на втором учеба и только на третьем - жилье. Далее идет служба в армии. Если же мы посмотрим на опрос в Америке, то жилье у них стоит уже на седьмом-восьмом месте. Потому что там существуют доступные ипотеки. У нас таковых до сих пор нет, а тот закон, который мы приняли, и та практика, которая сейчас есть, предполагает, что заработная плата у молодых семей должна быть меньше 500$ в месяц, и на большее они рассчитывать не могут.
Однако практика показывает, что в нашей стране многие люди получают не только официальную зарплату. Также существуют компании, которые за определенные деньги выдают справки для ипотеки. Мы не в ладу с законом. Гарантированного кредита у молодых семей нет. Проценты по нему пока очень высоки. Например, Сбербанк России берет 16% в рублях. Люди, умеющие считать, понимают, что при весьма среднем уровне заработной платы и достаточно высокой стоимости жилья взять такой кредит будет проблематично.
В прошлом году я предложила правительству разработать федерально-целевую программу по доступному молодежному жилью с тем, чтобы снизить стоимость квадратного метра. Государство берет на себя определенные расходы по выстраиванию финансовой инфраструктуры.
- Какие это расходы?
- 20-40% от стоимости самого жилья. Проект "молодежного дома" или "дома для молодежи", который я предложила, заключает в себе проектно-сметную документацию для крупных, средних и малых городов, его цель - в итоге снизить общую стоимость жилья. Обычно проект оценивается в 7-10 % от стоимости кв. метра, поэтому, если бы мы разработали специальную финансовую программу и вложили в нее деньги, которые были предусмотрены государством, это снизило бы стоимость кв. метра на 40-60%. Вот тогда уже можно было бы рассуждать о жилье, доступном для молодежи.
Сегодня существует забавная поговорка, что доступное жилье не обязательно означает дешевое. Но кто обещал, что оно должно быть дешевым? Кроме моего комитета, с таким взглядом на проблему борется Медведев, возглавляя Комиссию по национальным вопросам.
- Когда же проект, о котором Вы говорите, будет принят во внимание?
- Решать нужно в этом году, другого выхода нет. Но это решение не Государственной думы, а Правительства, другой ветви власти.
- Уровень заработной платы выпускников учебных заведений находится в прямой зависимости от их трудоустройства. В какой степени государство отвечает за это?
- У нас плохо поставлена работа государственных служб по кадрам и трудоустройству населения. Опрос по данной проблеме проводят не только правительство и министерства, но и работодатели и общественные организации. И оказывается, что по сложившейся у нас традиции 70% выпускников устраиваются по знакомству. К сожалению, только 12% получают работу по связям вуза с работодателями. Затем идут риелторские конторы, которые занимаются трудоустройством: это в основном заказы иностранных фирм. Государственная служба по трудоустройству идет последней.
Эта традиция стала проблемой и для наших предпринимателей, и для работодателей, и для так называемого государственного заказа. К сожалению, принятая на три года правительственная программа экономического развития страны считается у нас целым достижением. При этом не учитывается отсутствие отраслевого деления, нет понимания и того, какова потребность в кадрах в различных отраслях промышленности. К поиску и поддержке будущих специалистов пришли крупные компании, но они обеспечивают лишь малую толику ищущих работу.
Если государство не знает, сколько нужно стране специалистов, получается то, что происходит в сфере заказа с педагогическими работниками. Ежегодно педвузы заканчивают 468 тысяч человек на 92 тысяч вакансий, причем и эти 92 тысячи - под большим вопросом, реальная статистика может оказаться другой. При этом все понимают, что после педвуза студент практически не работает по своей специальности.
- Что же делать выпускникам с такой ситуации?
- Уповать только на личные связи. К сожалению, эта ситуация пока не изменена, но все-таки не зря Президент дал задание работодателям и правительству отработать эту систему и как можно быстрее принять правильное решение.