Если вы снимаете зеркальной пленочной камерой - например, фотоаппаратом "Зенит" - то очень скоро в вашем арсенале, в дополнение к штатному 50-миллиметровому объективу, появятся, как минимум, два сменных - широкоугольный 35-миллиметровый объектив и телеобъектив с фокусным расстоянием в 135 миллиметров. Откуда такая уверенность? Сменная оптика для отечественных фотоаппаратов стоит совсем недорого. Это первое. И второе - начинающему фотолюбителю всегда кажется, что его неудачи связаны с недостаточным набором объективов.
Зато практика показывает - для полноценных занятий фотографией вполне достаточно основного, штатного объектива. Того самого "полтинника", объектива с фокусным расстоянием в 50 миллиметров.
Владельцу цифрового фотоаппарата приходится мириться с наличием единственного жестковстроенного объектива. Какой из этого следует сделать вывод? Камеру надо выбирать по качеству объектива.
Как отличить хороший объектив от плохого? По техническим характеристикам. Чем больше относительное отверстие объектива - условный показатель, отражающий соотношение фокусного расстояния к диаметру передней линзы объектива - тем объектив лучше. Объектив считается светосильным, если его значение светосилы не менее 2,8. Светосильный объектив позволяет снимать при меньшей освещенности, не пользуясь при этом фотовспышкой.
Далее - при осмотре поверхности передней линзы объектива обратите внимание на радужный ореол. Это просветляющее покрытие линзы, выравнивающее изображение и устраняющее искажения.
Объектив должен быть только стеклянным. В дешевые цифровые и пленочные фотоаппараты устанавливают пластиковые объективы. Характеристики пластиковой оптики меняются в зависимости от окружающей температуры и влажности. На морозе пластиковая оптика мутнеет, а линзы меняют радиус кривизны. Ясно, что добиться качественного изображения от такого объектива невозможно.
Устройство объектива рассматривать не будем, поскольку оптика - это целая наука. Обратим внимание лишь на две важные детали - на механизм диафрагмирования и на механизм изменения фокусного расстояния зум-объектива.
Устройство оперативного изменения светосилы объектива - диафрагма - устроена подобно центральному затвору. Диафрагма - это набор лепестков, сдвигаемых к центру при вращении кольца диафрагмы объектива. На кольцо установки дифрагмы нанесены фиксированные значения - 2,8; 4,5; 5,6; 8; 16. Соседние значения отличаются друг от друга вдвое, то есть светосила объектива при диафрагме 2,8 вдвое выше, чем при диафрагме 4,5 и так далее.
Зачем нужно ограничивать светосилу объектива? Первое - для снижения интенсивности светового потока, попадающего через объектив на пленку (или сенсор цифрового фотоаппарата), чтобы добиться правильной экспозиции. И второе - для увеличения глубины резкости. Чем больше значение диафрагмы и, соответственно, меньше относительное отверстие, тем больше глубина резкости.
Что такое глубина резкости? Диапазон расстояний, при котором все снимаемые объекты будут выглядеть резкими. Снимая неавтоматической камерой, можно не наводить всякий раз объектив на резкость, а установить диафрагму на 5,6, и все объекты, расположенные на расстоянии от 2 до 10 метров (этот показатель у разных объективов разный), получатся резкими.
Что касается объективов с переменным фокусным расстоянием, то для цифровых фотоаппаратов его наличие стало общепринятым стандартом. Иными словами, в любом цифровом фотоаппарате среднего класса установлен объектив с переменным фокусным расстоянием. Зум-объектив (еще одно название объектива с переменным фокусным расстоянием) очень удобен, поскольку заменяет целый набор сменной оптики.
Устроен зум следующим образом. Между передней и задней линзой объектива расположен подвижный блок линз, при перемещении которого изменяется общее фокусное расстояние оптической системы. Одновременно с подвижным блоком перемещается и передняя линза - за счет складного тубуса объектива.
Расчет и изготовление объективов с переменным фокусным расстоянием - достаточно сложная задача, поэтому раньше в недорогие камеры встраивали объективы с постоянным фокусным расстоянием. Но сегодня технология отработана настолько, что стоимость зумов и обычных объективов с фиксированным фокусным расстоянием отличается совсем незначительно.
По качеству изготовления можно выделить оптику японской фирмы Konica - еще один довод в пользу цифровых фотоаппаратов этого производителя. В них используются высококачественные объективы Hexanon, как и в профессиональной дальномерной камере Konica Hexar RF.
Практическое использование зума мало чем отличается от работы с обычными объективами. Могу лишь посоветовать на первых этапах не увлекаться зуммированием. Лучше на время вообще забыть о его существовании. Это поможет вам овладеть секретами композиционного построения кадра и отточить мастерство съемки. Слишком уж часто зуммирование становится самоцелью. Ближе - дальше - снова ближе. А хорошего снимка как не было, так и нет.
Смотрите также: