Примерное время чтения: 3 минуты
1055

Мостовые Петербурга

Первые семь лет существования северной столицы ее улицы были грунтовые, как проселочная или лесная дорога. По этой причине каждую весну, а также после сильного дождя мостовые молодого города делались непролазно грязными. Негоже это было для обиталища первого российского императора! А посему издал он 24 октября 1714 года "Указ о привозе на речных судах и сухим путем на возах... по определенному числу диких камней". В указе дотошно было оговорено не только количество камней, которое каждый приезжающий в город обязан был привезти, но и их размер: "...а величиною тот камень привозить на судах по 10 фунтов и выше, а на возах 5 фунтов и выше, а меньше бы того не были...". Каждый корабль должен был привезти в Санкт-Петербург 30 камней, лодка - 10, для телеги норма была установлена в 3 камня. Причем, за каждый "недовоз" взыскивался штраф - гривна за камень! Действовал этот Петровский указ целых 62 года. Отменить его решилась только Екатерина Великая в 1776 году, сочтя, что власть способна сама справиться с мощением улиц столицы.

В Петербурге появились и первые в России деревянные торцовые мостовые. Обычные деревянные мостовые существовали на Руси издавна: при раскопках московского Кремля находят бревенчатые покрытия улиц, относящиеся к XIII - XIV векам. Но делать мостовую из шестигранных "шашек-торцов" додумались только в 1820 году, когда по предложению изобретателя В.П. Гурьева ими были покрыты отдельные участки Большой Морской и Миллионной улиц. Как писал сам изобретатель, после сооружения новых мостовых "жители успокоились от стуку, лошади ощутили новые силы и, не разбивая ног, возят теперь рысью большие телеги. Экипажи сохраняются, а здоровье людей, особливо нежного пола, получило новый быт от приятной езды..."

Деревянными "торцами" петербургские улицы продолжали мостить на протяжении почти ста лет. И к 1910 году почти все улицы, где проживала самая знатная и богатая часть горожан были замощены именно таким способом. Эти мостовые были достаточно бесшумны, вид покрытия "радовал глаз", но во время столь частых в Петербурге наводнений мостовая вспучивалась и... уносилась в море! Мостить невские набережные приходилось заново.

Кроме торцовых мостовых, держал Санкт-Петербург первенство в России и по началу асфальтирования улиц. В июне 1839 года бригада рабочих под руководством инженера Буттаца замостила у Тучкова моста первые 200 с небольшим квадратных саженей мостовой и тротуара "искусственным асфальтом". Причем, тротуару в тот момент было отдано предпочтение.

Еще при том же вездесущем Петре I стали в приказном порядке следить за чистотой улиц Петербурга. Указ от 3 сентября 1718 года гласил, что все жители должны "против своего двора рано утром, покамест люди по улицам не будут ходить... с мостов всякий сор сметать..., и чтоб по улицам отнюдь никакого сору не было...". Нерадивых домохозяев штрафовали: за каждую неубранную сажень двора брали в казну по две деньги. А тех, кто норовил свалить мусор и всякие нечистоты в Неву, другие реки и каналы, били кнутом, а иногда - "чтобы другим неповадно было" - даже ссылали на каторгу!

Такая строгость привела к тому, что улицы Санкт-Петербурга были (во всяком случае, во времена Петра I) довольно чистыми и неплохо замощенными

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно