Примерное время чтения: 5 минут
147

Страна, где помнят о родстве христианства и ислама

В Сирии ислам и христианство напоминают о себе поочередно на каждом шагу. Они подобны двум деревьям, которые тесно переплелись корнями. Собственно говоря, так оно и есть, поскольку обе эти религии родились в едином культурном пространстве и рождены общей традицией. Не секрет, что мусульмане признают библейских пророков, а то, что их имена звучат в Коране несколько иначе, вполне естественно: так их произносят арабы. Англичане ведь называют Иоанна Джоном. Впрочем, имена эти все равно похожи на те, что привычны для нас: Муса - Моисей, Нух - Ной, Яакуб - Иаков, Исхак - Исаак, Харун - Арон, Юнис - Иона, Айюб - Иов и т.д. Однако в отличие от многих других стран, где о родстве христианства и ислама забыли или не хотят помнить, в Сирии существует такое уникальное явление, как святые места, общие для мусульман и христиан.

Об одном из таких мест мы уже узнали - это пещера на склоне горы Касьюн, где Каин убил Авеля. Чтобы посетить еще одно, нужно зайти в главную мечеть страны - мечеть Омейядов, о которой тоже уже рассказано. В других странах немусульманина не пустят даже на порог главной мечети. Но мы, к счастью, в Сирии. В часы, когда нет молитвы, можете бродить по огромному залу мечети, фотографировать, трогать все руками и беседовать с посетителями. Но что там за небольшое строение в восточном крыле - с куполом, окруженное узорной решеткой? Здесь покоится голова Яхьи, по-нашему Иоанна Крестителя - пророка, крестившего Иисуса Христа в водах Иордана. Мусульмане почитают Крестителя наравне с христианами. Посмотрите: то и дело к решетке подходят люди, чтобы, прикоснувшись к ней, унести с собой немного "бараки" - благословения.

Для истории христианства Дамаск означает почти так же много, как Иерусалим. Но не из-за того, что здесь находится голова Иоанна Крестителя. А из-за того, что здесь стал христианином и начал свой апостольский путь Святой Павел, распространивший христианство на все Восточное Средиземноморье. И сегодня, спустя две тысячи лет, мало кого может оставить равнодушным полная самоотречения и опасных приключений жизнь этого человека. К событиям, происшедшим с ним возле Дамаска и в самом городе, апостол не раз возвращается в своих посланиях. Это неудивительно: они изменили в его жизни все, вплоть до имени. Первую треть своей жизни апостол звался Савлом. В 36 г. он был послан Синедрионом (высшим советом иудейских священников) во главе отряда из Иерусалима в Дамаск для искоренения там "назорейской ереси", как тогда называли христианство. Когда отряд карателей достиг окрестностей Дамаска, на небе засиял ослепительный свет, затмивший солнце. Упавший на землю с коня Савл услышал голос, укорявший его. "Я спросил, - писал позже Павел, - кто ты, Господи? - Он сказал мне: Я - Иисус, которого ты гонишь: Встань и иди в Дамаск, там тебе будет сказано, что назначено тебе делать".

Ослепленного божественным светом Савла привели под руки в Дамаск, где он остановился в доме на улице Прямой. По этой улице можно пройтись и сегодня. Дом не сохранился. Но вот от другого дома уцелела самая важная часть - подземная часовня, где тайно собирались для молитвы христиане. Хозяин дома и часовни, которого звали Анания, исцелил Савла, вернув ему зрение, и крестил его, назвав Павлом. Сегодня к этому месту по живописной улочке старого Дамаска нескончаемым потоком идут туристы со всего мира. Ради них все нижние этажи домов превращены в сувенирные лавки. Но в целом эта часть города со времен Павла изменилась не сильно (если не считать асфальт под ногами и электрические провода над головой). Поэтому ощущение той волнующей атмосферы тайны, в которой зачиналось христианское движение, заставляет здесь сильнее стучать сердца.

А какое волнующее чувство испытываешь, "примеряя" на себя высоту башни, с которой ночью в корзине спустили за пределы городских стен Павла после того, как он сам превратился в гонимого христианина и вынужден был тайно бежать из Дамаска! Сейчас эта часть городских укреплений входит в комплекс монастыря - тихое, уютное место в сердце города. Темной ночью Павел покинул город, в котором резко изменилась его судьба. Он начал свое бесконечное путешествие, которое трагически завершится в Риме. А пока его ждали Кипр, Малая Азия, Греция и Мальта.

Кстати, место, где ослепший Савл-Павел упал с коня, тоже вычислено, и в 1965 г. здесь, возле деревни Кокаб под Дамаском, на средства Московской патриархии возведена часовня. А в 2005 г. здесь воздвигается новый современный комплекс. Статуя апостола Павла для него изготовлена в Москве и отправлена в Сирию по благословению двух патриархов: патриарха всея Руси Алексия II и патриарха Антиохийской церкви Игнатия IV. Антиохийская церковь считается одной из главных православных церквей и сыграла немалую роль в судьбе России. Достаточно сказать, что первым главой русской православной церкви ( в то время он именовался предстоятелем русских церквей) был Михаил Сирин - араб сирийского происхождения. Помимо обязанностей духовного лица, он осуществлял обязанности "министра иностранных дел" при русском князе. Кстати, Кирилл и Мефодий, подарившие славянам письменность, прибыли на Русь после того, как долгое время провели в Дамаске.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно