102

Пешеход имеет право

Пока вы только примеряетесь к папиной машине, передвигаться приходится в основном на своих двоих - в школу, колледж, в гости к приятелю, спортзал, на дискотеку, да мало ли куда. Вы уже человек почти взрослый, поэтому не будем повторять очередной раз, как надо и как не надо переходить дорогу, железнодорожные пути и прочие препятствия. Этому учат еще в детском саду. Мы просто кое о чем порассуждаем, оперируя некоторыми цифрами. Так вот, из всего числа дорожно-транспортных происшествий в Москве половина происходит с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов, и водителей. Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 процента, а вот в Румынии - 56 процентов, тоже, значит, низковата культура.

Ученые выяснили: чем больше город, тем выше скорость движения пешеходов. В Москве средняя скорость человека, передвигающегося пешком, составляет в среднем 4,6 километра в час, в Таллине - 4,4 километра в час. Это при том, что по городу ходят и древние старушки, и годовалые малыши. Стало быть, за одну секунду пешеход продвинется на проезжей части дороги примерно на полтора метра. Хорошо, вы человек молодой и преодолеете за секунду два метра. А вот автомобиль за эту же секунду приблизится к вам почти на 20 метров. Догадываетесь, о чем речь? Вот именно: вы пройдете 5 метров, а машина пролетит 60. Об этом неплохо помнить, когда пересекаете проезжую часть.

Еще несколько интересных цифр. Оказывается, пешеходы терпеть не могут ждать подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина из них готова стоять на тротуаре всего 4 секунды. На 5-й секунде у них начинается нервный зуд, и они, не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо научиться бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто "торопится медленно".

О "зебре". Российские водители стали последнее время относиться к полосатой дорожке для пешеходов с некоторым почтением. Но она лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Учтите, наши водители обожают за рулем болтать по сотовому, а ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по телефону, не уступят на "зебре" пешеходам дорогу.

Другое дело в Бельгии или Норвегии. Там стоит пешеходу подойти к краю тротуара, мы уж не говорим про "зебру", как все ближайшие автомобили останавливаются. Они не тронутся с места, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. Там можно наблюдать такую, например, картину. Подошли две женщины к "зебре" и замерли, увлекшись разговором друг с другом. И машины будут стоять и терпеливо ждать, пока женщины не наговорятся досыта.

На Западе вообще пламенно любят пешеходов и готовы для них на любые жертвы. Там даже создана международная федерация пешеходов. По ее инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов. В ней есть такие строки: "Пешеход имеет право на городскую территорию, предназначенную исключительно для пользования им, причем как только возможно большую, гармонично вписывающуюся в общую планировку города, а кроме того - исключительное право на логически обоснованные короткие и безопасные маршруты передвижения".

У нас тоже появляются пешеходные зоны: тот же старый Арбат в Москве, Столешников переулок, кварталы Замоскворечья. Да и в других городах они уже есть. Но это лишь отдельные улочки. А вот в Таллине весь старый город объявлен пешеходной зоной. И в Стокгольме пешеходам есть где прогуливаться, и в Осло, и в Будапеште, и в Варшаве... Надо надеяться, что и в России безопасных зон, где пешеходы могли бы свободно и безопасно наслаждаться жизнью, будет все больше и больше. Вспомним, как об этом сказано у Ильфа и Петрова в "Золотом теленке": "Пешеходов надо любить... Пешеходы создали мир. Они построили города... И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо полагать, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли".

А забывать об этом как раз не надо. Машина, конечно, вещь хорошая. Но она всего-навсего устройство для удобства передвижения бывших пешеходов. И было бы странно, если бы люди страдали от автомобилей больше, чем получают от них удовольствия и пользы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно