Примерное время чтения: 6 минут
266

Суриков Василий Иванович (1848-1916)

Когда звучит имя этого замечательного художника, мы вспоминаем созданные им картины, перед нами оживают бессмертные страницы истории нашего народа, далекие события героического прошлого. В. И. Сурикова, родившегося в семье потомственных сибирских казаков, с детства окружали суровая природа, патриархальный быт, крепкие люди с сильными характерами. "Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье", - писал Суриков.

Блестяще окончив Петербургскую Академию художеств, в 1877 году он переезжает в Москву, где и проводит всю свою жизнь. Впечатления от древней архитектуры вызывают в воображении Сурикова яркие картины прошлого. "Приехавши в Москву, этот центр народной жизни, я сразу стал на свой путь", - вспоминал он.

...Красная площадь. Лобное место. Вдали, в утреннем голубоватом тумане, на фоне бледно-серого неба виднеется храм Василия Блаженного. Справа - строгие четкие контуры Кремлевских башен.

В телегах, окруженные родными, близкими, сидят приговоренные к смерти стрельцы. В руках у каждого зажженная свеча. Последние минуты перед смертью, последний взгляд на хмурое октябрьское небо, последние в жизни лучи тусклого осеннего солнца... И мужество, несгибаемая воля, готовность умереть достойно запечатлены в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881).

Едва закончив это большое полотно, художник приступает к воплощению нового грандиозного замысла, и тоже из петровской эпохи. В 1883 году закончена картина "Меншиков в Березове". Суриков изображает царского любимца не в расцвете его блестящей карьеры, а в момент неожиданного падения. Трагедия пронизывает каждую деталь картины. Она выражена во всем - в композиции, в позах изображенных, в выражении их лиц, в холоде сибирского зимнего дня за окном.

...Низко навис потолок в маленькой тесной бревенчатой избушке. Скудный холодный свет едва пробивается сквозь небольшое слюдяное оконце. Семья Меншикова, объединенная одними переживаниями, теснится вокруг стола, и каждый погружен в свои невеселые мысли.

Суриков долго искал модель для изображения Меншикова, ведь никаких портретов не сохранилось, чудом удалось найти лишь бюст работы скульптора К. Б. Растрелли. Но этого было мало. Часами бродил художник по городу, всматриваясь в лица прохожих. Своего "Меншикова" Суриков встретил на Пречистенском бульваре. Он оказался учителем математики в отставке и согласился позировать художнику только когда ему сказали, что писать с него будут Суворова.

После "Меншикова в Березове" Суриков получил, наконец, средства на поездку за границу. Там он вынашивает давний замысел картины о раскольниках XVII века, людях, не согласившихся с реформой церковных обрядов, проведенной при Алексее Михайловиче. Вернувшись домой, художник приступает к работе. Героиней картины он избирает опальную боярыню Федосью Морозову, которая превратила свой дом в оплот раскольничества. Суриков запечатлел боярыню в тот момент, когда замученную пытками, закованную в тяжелые цепи, но не сломленную ее везут в санях к месту вечного заточения (в 1675 году она умирает голодной смертью в земляной тюрьме Пафнутьево-Боровского монастыря).

...По глубокому рыхлому снегу, с трудом пробиваясь сквозь скопление народа, движутся сани. Лицо Морозовой одухотворено пламенем искренней, глубокой веры, высоко подняла она правую руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие, показывая всему народу, что не принимает нововведений (после реформы креститься предписывалось тремя пальцами). Вокруг разноликая толпа. Видно, что почти все люди сочувствуют Морозовой, но открыто поддержать ее не решаются - боятся. И лишь босой, полуголый юродивый, сидящий на снегу в правом углу картины, повторяет жест боярыни: поднимает вверх два сложенных пальца вместо трех. Этот нищий, наряду с главной героиней, пожалуй, одна из главных удач художника в картине "Боярыня Морозова".

Поиск натуры для главной героини занял у Сурикова много времени, он написал множество эскизов, но найти такое лицо, которое не терялось бы в толпе, никак не удавалось. Только к концу работы над картиной художник нашел то, что искал. В облике боярыни Морозовой запечатлена простая сибирячка Анна Михайловна. А с юродивым Сурикову повезло почти сразу, он увидел его на толкучке, в торговце огурцами. Как рассказывал сам художник, он дал лоточнику водки, ею же растер ему ноги и, попросив раздеться до холщовой рубахи, заставил сидеть на снегу в позе, в которой тот должен был быть изображен на картине. За обещанные три рубля натурщик терпеливо сидел, пока Суриков рисовал.

"Боярыня Морозова" вызвала восторженный прием и зрителей, и критики. "Какое во всем тут богатое разнообразие характеров, чувств, настроений! - писал В. В. Стасов. - Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат в картине. Глядишь на картину и чувствуешь себя перенесенным в тогдашнюю Москву..."

В 1887 году Суриков переживает личную трагедию - смерть жены. Горе его столь глубоко, что он почти оставляет живопись и год проводит на родине, в Сибири. Забота родственников и целительная сила сибирской природы возвращают его к жизни и творчеству.

В 1891 году Суриков пишет новую большую картину, на этот раз на современный сюжет, - "Взятие снежного городка", а затем снова обращается к исторической теме. Итогом стали три больших полотна художника: "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" (1895), "Переход Суворова через Альпы" (1899) и "Степан Разин" (1910).

Помимо исторического жанра, Суриков отдал дань и портрету, написав С. А. Кропоткину (1882), Т. К. Доможилову (1891), А. П. Юргенсона (1900-е) и др. Однако в летописи русского искусства Суриков навсегда останется великим историческим живописцем.

Это интересно

Существует запечатленная в русской народной песне легенда о том, что Степан Разин, не выдержав упреков товарищей, бросил за борт княжну, на которой только что женился.

Почему-то на картине В.И. Сурикова "Степан Разин" буквально все зрители ожидали увидеть эту сцену. Они донимали художника вопросами. Вначале художник честно отвечал:

- Нет на полотне княжны.

Но такой ответ ужасно разочаровывал зрителей.

И тогда Суриков придумал остроумный выход.

- Видите круги на воде? - говорил он, показывая на круги от весла. - Вот там она, бедняжечка...

Зрители уходили растроганные и вполне довольные.

Так распространилась очень популярная и у современных экскурсоводов легенда о том, что Степан Разин на картине Сурикова изображен спустя буквально несколько секунд после безжалостного убийства княжны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно