Как известно, умение планировать свою деятельность является исключительно человеческой способностью. Планирование включает представление о конечном результате; о последовательных шагах для его достижения; о ресурсах, которые нужно привлечь, и о последствиях, которые планируемая деятельность может иметь.
Как же в нашей работе с информацией применить это понятие?
Еще в начальной школе нас учат составлять планы чужих текстов (рассказов, описаний) и своих собственных (изложений, творческих работ). Нам говорят, что планы бывают простые и сложные (с подпунктами). Нас убеждают, что, приступая к любой работе, первым делом нужно составить план. Но мы и в старших классах считаем это дополнительной нагрузкой, лишним для выполнения заданий и относимся к этому формально: часто вместо плана делаем что-то вроде оглавления к уже написанному реферату.
А между тем... Почувствуй себя полководцем. Твоя задача - провести операцию. Нужно все учесть, все рассчитать. Раздобыть дополнительную информацию, оценить имеющуюся. Подтянуть резервы. Предусмотреть случайности, разработать варианты действий про запас. Все это вместит ПЛАН твоей деятельности. С него начинается подготовка, а не с артиллерийского обстрела...
При знакомстве с чужими текстами для лучшего их усвоения, понимания и запоминания тоже очень полезно составлять планы. Это эффективный способ свертывания информации. У тебя получится своеобразный краткий путеводитель по содержанию всей книги или нужных тебе глав. Потом не раз скажешь сам себе спасибо.
Не дается трудная тема по физике? Попробуй составить план (лучше сложный) одного или двух параграфов, а то и всего раздела. Глядишь, и разберешься. Завтра зачет по истории? Лучшая шпаргалка - логичный, хорошо выстроенный план материала из учебника с привлечением дополнительных источников (хотя бы записей, сделанных на уроках в тетради).