Это слово в русском языке употребляется со второй половины XIX века. Происходит оно от латинского refferre - докладывать. В докладах же (военных, деловых, научных) всегда ценились точность, логика и краткость. И сейчас под рефератом понимают краткое и точное изложение основного содержания какого-либо вопроса или документа (в том числе книги) в письменной форме. Автор реферата должен воздерживаться от собственного толкования или критических замечаний.
Школьникам и студентам задают готовить учебные рефераты. Преподавателям важно убедиться, что учащийся разобрался в сущности проблемы, знаком с основными точками зрения специалистов, прочитал книги и статьи по этому вопросу. Если были выполнены самостоятельные творческие или лабораторные работы, велись наблюдения по близкой теме, описание результатов полезно включить в реферат. Это очень украсит работу.
Учебный реферат может состоять из краткого вступления, основной части (история вопроса; современное состояние с упоминанием имен, конкретных примеров; разъяснение разных позиций специалистов; результаты самостоятельного исследования, проведенных наблюдений, опытов), заключения, выводов. В приложении обязательно должен быть список использованных источников (литературы, Интернет-ресурсов). Желательны иллюстрации: таблицы, диаграммы, графики; фотографии, рисунки.
И, наконец, работа должна быть грамотно оформлена: нужен титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилий автора работы и руководителя. Составь план реферата. Если в твоей работе есть цитаты (в том числе эпиграф), необходимы ссылки на источник.
Волшебное слово... реферат
Герой книги английского писателя Терри Пратчетта "Джонни и мертвецы" (Пратчетт, Т. Джонни и мертвецы / Пер. с англ. Е. Александрова. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2004) двенадцатилетний Джон Максвелл обладал крайне вредной привычкой видеть то, чего не видят другие. Так, бродя по старому заброшенному кладбищу, он не только видел погребенных там людей, но и разговаривал с ними. Сначала, конечно, боялся. Но скоро стало интересно, и он даже почувствовал ответственность перед памятью умерших. Территория кладбища была в черте города. Захоронения там уже не производились. И власти города решили продать этот участок под новую застройку. Чтобы как-то помешать, мальчик стал собирать материал о мемориальном значении кладбища. Разыскивал вырезки из газет времен Первой мировой войны, старые выцветшие фотографии, воспоминания о Батальоне земляков, почти полностью погибшем... Труднее всего было с воспоминаниями. Занятые взрослые люди, которые хоть что-то могли припомнить из рассказов своих давно ушедших родственников, отмахивались от приставаний Джона.
Но однажды он почти случайно нашел волшебное слово...
"...Джонни вдруг осенило. - Мне в школе задали написать реферат. Про сплинберийский земляческий батальон.
Реферат! Сославшись на реферат, можно плести что угодно" (с. 101)
Ну не мог же он ссылаться на беседы с мертвецами! Последствия от таких признаний могли быть самыми грустными. А так:
"- Что, парень? Мне сказали, ты пишешь реферат для школы?
Реферат. Потрясающе!
- М-м ... да. Э-э... Можно я у вас кое-что спрошу?
- Конечно, можно" (с. 121).