Русский композитор С.И. Танеев однажды сказал, что если бы на Земле появились инопланетяне и за один час захотели узнать все о человечестве, для них надо было бы исполнить Девятую симфонию Бетховена. И действительно, какое еще произведение может так ярко рассказать о человеческой жизни, о стремлениях и надеждах людей - и притом без всяких слов, только языком оркестра.
Симфония пишется в сонатной форме, которая предполагает деление музыкального произведения на несколько частей. Основные из них - экспозиция, разработка и реприза, содержащие завязку, развитие и развязку сюжета. Не даром симфонию (в сущности, сонату для оркестра) сравнивают с литературным романом или повестью, где действие строится по таким же канонам.
Рассмотрим строение симфонии на примере Пятой симфонии Бетховена.
Первая часть быстрая, активная, в ней эмоционально рассказывается о событии, случившемся в жизни человека. Вот начало первой части Пятой симфонии. Коротенький мотив, всего четыре звука, повторяется трижды, каждый раз все мощнее, все требовательнее. "Так судьба стучится в дверь", - скажет о своей музыке сам композитор. Непоправимое несчастье ворвалось в жизнь человека. "Что делать?" - сначала напряженно перекликаются струнные. "Бороться!" - воинственно призывают скрипки и альты в тревожной мелодии вальса.
Вторая часть симфонии - медленная, лирическая. Герой размышляет о том, что с ним произошло, он ищет силы для борьбы, набирается мужества.
Третья часть - обычно оживленная, с частым использованием мотивов народной музыки. Начало третьей части симфонии Бетховена - порывистые взлеты и стремительные падения. Иногда музыка почти затихает, выражая слабость, сомнения человека, и тогда в нее врывается все тот же зловещий мотив из первой части, мотив несчастья, которое вот-вот сломит, победит героя. Но темы сменяют друг друга, и постепенно в них исчезает трагическое напряжение, нарастает светлая радость.
Четвертая часть - финал, вывод из всего рассказанного нам музыкой. У Бетховена это - победа! Победа человека над его бедой. Торжествующе гремит оркестр, и лишь иногда слышатся "грозные удары" первой части. Но теперь они звучат лишь как воспоминание о перенесенных страданиях. И от них только ярче ощущается радость победы.
О чем же Пятая симфония Бетховена? Композитор сочинял ее, уже получив страшный приговор - скорую полную потерю слуха. Он писал ее, будучи почти глухим. Он никогда не слышал ее исполнения. Как не слышал ни своей Шестой, ни своей самой глубокой и мудрой симфонии - Девятой. Но он их написал! Он одержал победу над неумолимой судьбой и рассказал об этом в своем бессмертном произведении.