Примерное время чтения: 7 минут
437

Рукотворные реки

Основными героинями нашей книги стали реки, созданные Природой. Но и о рукотворных реках, возникших по воле человека, не сказать мы не можем. Канал - это искусственный водный путь, соединяющий две природные реки. Сама идея сделать водные пути непрерывными, более удобными для судоходства - очень старая, и существует она столько, сколько

человек плавает по рекам. Каналы служат разным целям: для доставки чистой воды, для орошения полей в засушливых местах, для более удобного перемещения судов.

Первые инженерные проекты строительства каналов в России сохранились с петровских времен. Известно, например, что уже тогда существовали планы строительства канала, который соединил бы верховья Дона с Окой. По замыслу, искусственный водный путь должен был составить в длину 225 верст, в ширину 12 аршин, в глубину 2 аршина и включать 33 шлюза. Но после серьезных подсчетов оказалось, что донской воды будет недостаточно для строительства такого канала.

Немало в истории нашей страны и более удачных проектов. Так, 200 лет назад был создан канал между бассейнами Северной Двины и Волги. Он соединял приток Вычегды (это один из трех двинских истоков) и Каму. Сейчас этот полузаброшенный канал считают условно судоходным, правда пройти по нему можно только на байдарке. Почти 200 лет исполнилось и другому каналу, связывавшему сибирские реки Обь и Енисей через их притоки Кеть и Кас. Он использовался как торговый путь вплоть до строительства Транссибирской магистрали, то есть до начала XX века.

В 1930-е годы в нашей стране родилась новая смелая идея - связать между собой бассейн Волги и все моря, омывающие европейскую часть России. Реализация уникального проекта сделала Волгу магистралью пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Это стало возможным благодаря каналам, созданным руками людей.

Беломорско-Балтийский канал

Искусственная водная дорога, связавшая Белое море с Балтикой, - первый канал, построенный в СССР. Канал приблизил отдаленные районы севера к центру страны, к "северной столице", которая в 1930-е годы называлась Ленинградом. 227 километров водного пути пролегли среди таежных лесов, болот и скал. Построен канал был в рекордные сроки - за год и восемь месяцев. Уместно вспомнить о героическом труде, который был вложен в это грандиозное строительство, и о жертвах, которые вынужденно были принесены на алтарь строительства.

Канал имени Москвы

Следующим по времени создания стал канал, соединивший Волгу и Москву-реку. Сначала его так и назвали - Москва-Волга, но в 1947 году в честь 800-летия столицы он получил ее имя. Проекты создания канала существовали уже в петровскую эпоху. В начале XIX века, в царствование Николая I, идею даже начали воплощать в жизнь, но до конца дело не довели. Проект обрел свои реальные очертания только в 1930-е годы. К 1937 году было построено все необходимое для его работы: шлюзы, насосные станции, плотины, пристани, мосты. Тогда же волжская вода по искусственному водному пути длиной 128 километров пришла в Москву.

В 2007 году канал имени Москвы отмечает свой юбилей. 70 лет он исправно трудится, решая главную задачу - напоить столицу. Это благодаря ему жители востока Москвы получают воду в количестве, необходимом для жизни. Канал помог решить и другую задачу: наполнить Москву-реку водой. Ведь в 1930-е годы москвичи "выпивали" примерно половину воды из главной реки столицы. Разницу восполнил канал с волжской водой, сделав Москву-реку судоходной. Кстати, Москва благодаря каналу стала "портом пяти морей": по нему, а затем по Волге и другим природным и искусственным водным путям корабли могут доплыть до Каспийского, Балтийского, Черного и Белого морей. Канал выполняет и другие важные задачи. Так, он помог забыть жителям столицы слова "наводнение", "половодье". Служит канал и такой важной хозяйственной цели, как энергоснабжение: на его водохранилищах работают электростанции.

Волго-Дон

Корабельщики называли место, где бассейны Дона и Волги ближе всего подходят друг к другу, Волго-Донской переволокой. Всего пяти километров волоком было достаточно, чтобы переправить суда от притока Дона - реки Иловли - до волжских притоков: Камышинки и Дубовки. Первые попытки строительства искусственного водного пути в этом месте относятся к 1569 году. Именно тогда турецкий султан Селим II, мечтавший о завоевании Астрахани, направил свои войска для рытья канала в верховьях Дона. Но спустя месяц турки отказались от этой идеи, сочтя ее реализацию невозможной. Вторая попытка строительства канала была предпринята в 1697 году, при Петре I, но и на этот раз она завершилась неудачей - отчасти из-за недостатка денег, отчасти из-за непрофессионализма инженеров. Всего же до 1917 года известно около 30 проектов строительства канала, но ни один из них не был воплощен в жизнь.

Попытки строительства искусственной водной дороги через волжско-донской водораздел возобновились в 1930-е годы, а завершить проект удалось уже после войны, в 1952 году. Канал длиной в 101 километр был построен в небывало короткие сроки - за четыре года (Панамский канал, например, сооружали 34 года). Это стало возможным только благодаря нечеловеческому напряжению и упорству строителей канала, в основном политзаключенных. За время строительства было вынуто 150 миллионов кубометров грунта и уложено 3 миллиона кубометров бетона. 41 километр водного пути проходит по водохранилищам, и теперь суда с самыми разными грузами и пассажирами свободно минуют те места, где когда-то садились на мель. Средняя глубина канала составляет 3,5 метра.

По Волге к Балтике

Волго-Балтийский водный путь сегодня связывает Волгу (а значит и Каспий) с Балтийским морем. Сама идея этого пути родилась очень давно. 1113 годом датируется каменный крест, воздвигнутый в честь начала строительства канала, соединяющего верховья Волги и Полы. Новгородцы плавали сначала по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам и рекам Свирь и Вытегра. Здесь водный путь прерывался. Товары грузили на повозки и доставляли до реки Ковжа, чтобы потом по ней, Белому озеру и Шексне попасть на волжские просторы. Проект строительства непрерывного соединительного канала родился уже в эпоху Петра I, но воплотить в жизнь его удалось спустя 100 лет, когда был построен Мариинский канал. Вся водная система между Волгой и Невой тоже была названа Мариинской. 39 деревянных шлюзов, управляемых вручную, пропускали баржи и пароходы. Но в XX веке стало понятно, что тратить на путь от Онеги до Рыбинска месяц - непозволительная роскошь. Канал решили усовершенствовать, модернизировать.

Новую водную дорогу длиной 1100 километров, связавшую Волгу с Балтикой, начали строить в 1940-е годы, но заканчивали строительство уже после войны, с 1960-го по 1964 год. Теперь корабль из Петербурга-Ленинграда до Рыбинска доплывает за 2,5-3 суток. Канал, по сути, повторяет старый путь новгородских торговцев. Начавшись с берегов Балтики, он идет по Неве, ладожским каналам, Свири, Онежскому озеру. Затем приходят на помощь старый-новый Мариинский канал и реки Вытегра, Шексна и Ковжа, чтобы вывести корабли к Рыбинскому водохранилищу на Волге. Кстати, в память о Мариинской водной системе на современном канале оставили один из первых ее шлюзов - как музейный экспонат.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно