7 ноября - День освобождения Москвы от польских интервентов народным ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского (1612 г.)
Внезапная атака русских решила исход и долгого кровавого противостояния полков Минина и Пожарского и польских интервентов. Это случилось 24 августа. Но конной атаке предшествовали долгие месяцы изматывающих боев, не дававших решающего перевеса ни одной из сторон. Напомним, поляки Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II в начале XVII века оккупировали Москву. Почти два года город находился в руках иноземцев. Русская государственность была поставлена на грань катастрофы. Первым собрал ополчение и двинулся на освобождение столицы рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но еще до его прихода в Москве началось восстание под руководством князя Дмитрия Пожарского, бывшего воеводой в Зарайске.
Поляки укрылись за стенами Московского Кремля и подожгли город. Русское ополчение распалось из-за разногласий дворян и казачества.
Через полгода народно-освободительное движение вспыхнуло с новой силой. Во главе его встали земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Имея около 10 тысяч воинов, они в августе 1612 года собрались в Москве, окружили Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном. Но к полякам уже спешила подмога - 12-тысячное войско под командованием гетмана Хоткевича.
22 августа конные отряды русского ополчения и Хоткевича сошлись в бою возле Девичьего поля. Через семь часов кровавой сечи поляки, имевшие численное преимущество, оттеснили ополченцев. Хоткевич ввел в дело наемную немецкую и венгер-скую пехоту. В ответ Пожарский приказал ударить казакам. Их стремительный натиск сокрушил наемников, которые в беспорядке отступили, оставив на поле брани тысячи убитых.
Хоткевич решил изменить тактику: перегруппировал силы и повел войска к Кремлю через Замоскворечье. Но этот план был разгадан Пожарским, он вновь бросил навстречу полякам конницу. Ни та, ни другая сторона не хотела отступать, бой шел буквально за каждую пядь земли, особенно кровопролитные схватки происходили неподалеку от церкви Святого Климентия. Русские, даже будучи в меньшинстве, успешно отбивали атаку за атакой, словно сами Божьи стены питали их неизбывной силой и отвагой. К вечеру утомленные сражением русские и поляки отошли в свои лагеря, чтобы продолжить бой утром.
Но Пожарский не стал дожидаться утра. Рассудив, что вряд ли поляки ждут от русских каких-то действий к ночи, князь решил атаковать. Возглавил отряд из трехсот всадников Минин. Сила была невелика, весь расчет строился на внезапности. Переправившись через Москву-реку, Минин ударил полякам во фланг. Появление в ночи русских всадников повергло противника в ужас. Поляки не понимали, откуда могли взяться всадники, сколько их и чего еще можно ждать от русских. Даже не пытаясь оказать сопротивление, войска Хоткевича, численно превосходившие конный отряд Минина в десятки раз, бежали, оставив обоз, пушки, боезапас.
Теперь осажденному в Кремле гарнизону помощи ждать было неоткуда. В конце октября польские интервенты, обреченные на голод, сдались. Эта победа сплотила Россию, возродила ее государственность. Подвиг ратников Минина и Пожарского, изгнавших интервентов, навеки вошел в историю. С 2004 года, в соответствии с изменениями в законодательстве России о государственных праздниках, 4 ноября отмечается новый государственный праздник - День народного единства, связанный с рядом важных событий в истории вооруженной защиты нашего Отечества, в том числе и с героическим подвигом народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавской битве (1709 г.)
По сути, это была только середина так называемой Северной войны, в которой Россия возвращала принадлежавшие ей когда-то земли. Но Полтава предопределила исход всей войны, потому что именно в этом сражении был развеян миф о непобедимости шведов и их воинственного короля Карла ХII, короля-солдата, как именовала его Европа. Ибо не было для Карла большего счастья, чем скакать по полю брани вдогонку за убегавшим противником. Надо признать: шведский король одержал немало побед. Да и первая его встреча с Петром I под Нарвой даровала удачу все тому же Карлу. Его армия считалась лучшей в Европе, была дисциплинирована, хорошо вооружена, закалена в походах и избалована победами.
Весной 1709 года Карл подошел к Полтаве и осадил город. Гарнизон отчаянно оборонялся и сковывал шведские войска. Тем временем Петр I подступал к Полтаве все ближе. Неподалеку от деревни Яковцы, в пяти километрах от города, Петр приказал своим солдатам стать лагерем и возводить редуты. Едва укрепления были готовы, Карл атаковал их, бросив на русских 20 тысяч солдат и конницу.
Сражение началось в ночь на 27 июня. Шведы наступали четырьмя колоннами пехоты и шестью - кавалерии. Им удалось взять два редута и оттеснить отряд Меньшикова. На рассвете в бой вступили основные силы сторон. Несмотря на плотный огонь русской артиллерии, шведская пехота пошла в штыковую атаку и захватила первую линию обороны петров-ских войск. Тогда Петр лично повел в контратаку батальон новгородцев и дрался врукопашную наравне с простыми солдатами. Мужество царя вселило в русских необычайное бесстрашие и силу. Шведы не выдержали натиска и начали отступать. Вскоре их отход превратился в отчаянное бегство. Наша конница довершила разгром врага и, окружив шведов у села Переволочны, вынудила шведов сдаться на милость победителей.
Триумф русского оружия был полный: шведы потеряли под Полтавой 9 тысяч убитыми, 18 тысяч солдат были пленены. Победителям достались вся вражеская артиллерия и весь армейский обоз. Чудом удалось спастись только самому Карлу ХII с небольшим отрядом личной гвардии. Наши потери составили убитыми 1345 человек и 3290 ранеными. Русские продемонстрировали всей Европе свою силу и преимущество своей тактики. Полтавская победа подняла престиж России как военной державы на небывалую высоту.
9 августа - День победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)
Это была первая в нашей истории морская победа. И творцом ее стал все тот же российский император - воин, строитель, ученый, государственник.
В конце июня 1714 года русский гребной флот, состоящий из 99 галер, подошел под командованием адмирала Федора Апраксина к восточному побережью полуострова Гангут. Флоту предстояло прорваться к Або-Аланским шхерам и высадить десант. Сильный шведский королевский флот преградил русским путь к Балтийскому морю, где они должны были действовать совместно с войсками, расположившимися в бухте Тверминне. Там же находился Петр I, который лично руководил флотом и десантом. Не будем вдаваться в детали этой операции, хроника Гангута подробно описана во множестве военно-морских изданий. Скажем о главном.
26 июля часть шведского флота - 7 линейных кораблей, 2 фрегата и вспомогательные суда - изготовились атаковать русский флот. Превосходство в пушках и их дальнобойность позволяли шведам вести плотный огонь по русским судам. Галеры были вооружены слабее, но имели другое преимущество - маневренность и не зависели от направления ветра. Шведские парусники из-за полного штиля потеряли ход. Петр воспользовался этим и приказал атаковать шведские корабли.
Главные события развернулись в узком проливе Рилакс-фьорде. Петр бросил на шведов 23 скампавеи (малые гребные галеры). Сам он находился на одной из передовых галер. Скампавеи налетели на шведские парусники с флангов, как осы. После короткой артиллерийской и ружейной перестрелки русские моряки навязали шведам абордажный бой. Все решали храбрость и натиск. Шведы не выдержали: корабли один за другим спускали флаги и сдавались. Всего в качестве трофеев взяты 10 неприятельских судов, пленены сотни шведских моряков, в том числе прославленный адмирал Эреншельд.
Гангут вписал в русскую военную историю новую блистательную страницу, а Петр I открылся современникам еще и как замечательный флотоводец.
11 сентября - День победы русских моряков под командованием Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)
Если Балтийские воды к тому времени уже были свободны для плавания русских судов, на Черном море хозяйничали турки. Сражение, о котором мы расскажем, положило этому конец.
14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна капудан-паши Хуссейна внезапно приблизились к берегам Тавриды. Это был один из рейдов турецкой эскадры, рассчитанный на устрашение противника, который все чаще заявлял о своем праве на Черное море. В то же время русская эскадра Ушакова следовала к Очакову. В ее составе было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, один бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов.
Утром 28 августа русские наткнулись на турецкий флот, стоявший на якоре между островом Тендра и Гаджибеем (Одесса). Силы были неравны: у турок имелось около 1400 пушек, у русских - 830. Но Ушаков решил атаковать. Адмирал надеялся на выучку своих бомбардиров, которые славились необычайной меткостью и успевали сделать три выстрела, пока противник делал лишь два.
Бой завязался в три часа дня. Русская эскадра обрушила на турецкие суда сокрушительный огонь. Корабль Ушакова "Рождество Христово" оказался в самой гуще сражения и вел артиллерийскую дуэль сразу с тремя кораблями противника. Первыми, не выдержав яростной русской атаки, начали выходить из-под огня быстроходные фрегаты султан-ского флота. Следом потянулись линкоры. При разворотах они получали очередную порцию ядер и картечи в корму. Особенно досталось флагманскому кораблю Хуссейна.
Преследование турок продолжалось до самой ночи. На рассвете русская эскадра вновь атаковала противника. Турки попытались уйти, не вступая в бой. Но оторваться от Ушакова им не удалось. Линкоры "Капудание" и "Мелеки Бахра" были отрезаны от остальных. Командир "Мелеки Бахры" счел за лучшее сдаться русским без боя. "Капудание" оказал ожесточенное сопротивление, но вскоре загорелся и взорвался. На дно вместе с кораблем пошли 700 турецких моряков и казна турецкого флота. Потери турок в сражении у Тендры превысили 2 тысячи человек, русские недосчитались 21 моряка, 25 были ранены. Соотношение почти 1 к 100. Это ли не пример высочайшего воинского умения русских моряков и полководческого таланта русского адмирала!
В 1944 году в честь Федора Ушакова были учреждены орден и медаль, которыми награждали отличившихся в боевых действиях советских моряков.
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Суворова (1790 г.)
И еще одна славная виктория той осени - Измаил. Крепость, казавшаяся несокрушимой и не-приступной, была взята Суворовым с первой же атаки. Но эта атака готовилась самым тщательным образом под руководством генерал-аншефа, прибывшего к Измаилу после того, как попытки других русских генералов взять крепость окончились неудачей.
Гарнизон Измаила состоял из 35 тысяч человек. Крепостные стены обороняли 265 орудий. У Суворова - 30 тысяч солдат и речная флотилия. Известно, что при штурме крепостей успех достигается, если у атакующей стороны как минимум трехкратный перевес. Но русского полководца это не смутило. Суворов не умел проигрывать сражения.
Русские войска были разделены на три отряда по три колонны в каждом. Штурм начали ночью с мощной бомбардировки. Скоро артиллерия пробила в первой линии обороны крепости бреши, и тут же в них ринулись русские гренадеры. Их штыковой удар был беспощаден и сокрушителен. Янычары - отборная часть турецкого войска - ничего не смогли противопоставить пехоте Суворова. Овладев валом, русские устремились на стены. Первой ворвалась в крепость колонна генерал-майора Михаила Кутузова.
Бой за Измаил длился 15 часов подряд. Дрались за каждую улицу, за каждый дом. К вечеру сопротивление турок было сломлено. Вражеский гарнизон потерял 26 тысяч человек, 9 тысяч попало в плен. Потери русских войск составили 4 тысячи убитыми, 6 тысяч ранеными.
Это был небывалый военный успех, подобного еще не знала мировая история. Взятие Измаила поколебало все существовавшие догмы о правилах штурма крепостных сооружений, которые предписывали долгую осаду, сосредоточение сил, намного превосходящих по численности гарнизоны крепостей. Суворов доказал, что открытый штурм приносит успех, если он тщательно подготовлен, если войска верят в своего полководца, дисциплинированы и хорошо владеют оружием. А этого будущий генералиссимус добиваться умел, потому и побеждал.
В память о выдающемся русском полководце был учрежден особо почитаемый военными орден Суворова трех степеней. Этой награды удостаивались военачальники за высокое искусство управления войсками.
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием Михаила Кутузова с французской армией Наполеона (1812 г.)
Заметьте, мы не говорим, что это день нашей победы над противником. Потому что победы в привычном понимании не было - Кутузов не разгромил Наполеона. Больше того, русские войска покинули поле сражения на следующее утро после битвы. Тогда почему же мы почитаем этот день как одну из дат нашей славы? Потому что русские не уступили французам, не отдали своих знамен, нанесли противнику огромный урон, сократив его армию почти на треть. И готовы были сражаться и дальше на Бородинском поле, на тех же позициях, что и вчера. И только осторожность Кутузова, который стремился сохранить костяк своей армии, предотвратила продолжение Бородина.
8 сентября (26 августа по старому стилю) стало днем подлинного воинского подвига десятков тысяч русских солдат, офицеров и генералов. В учебники ратной науки навеки внесены такие названия, как батарея Раевского, высота Курганная, Багратионовы флеши. Эти флеши французы штурмовали семь раз, только третья атака на батарею Раевского увенчалась для французов успехом. Но это был последний успех Наполеона - больше ничем особенным он похвастаться не смог. Ничего не принесла и фронтальная атака главной группировки француз-ских войск, в которой участвовало 86 тысяч человек. Русские выстояли. Французский император был ошеломлен: его армия, не знавшая до сих пор поражений, не сумела сокрушить уступавшую ей в численности армию Кутузова. Для французских маршалов было настоящим откровением, что русские канониры стреляют не хуже французских, что русские пехотинцы владеют штыком не хуже, а то и лучше французских. И что удар казачьей сабли разрубает всадника чуть ли не от плеча до седла.
К шести часам вечера французы прекратили атаки. Наполеон понял, что уже ничего в этот день не достигнет и очередное наступление только увеличит и без того огромные потери его армии. Французы отошли на исходные позиции. Санитары с обеих сторон занялись ранеными, похоронные команды собирали тела убитых. Французы потеряли свыше 50 тысяч человек, в том числе 49 генералов. Русские потеряли 44 тысячи воинов, включая 29 генералов.
И все же стратегический успех Бородинского сражения был на стороне русских. Они поколебали веру в непобедимость наполеоновских войск, остановили натиск превосходящих сил противника, что определило дальнейший ход Отечественной войны 1812 года. Бородино продемонстрировало и превосходство русской полководческой идеи над французской стратегией. Именно поэтому в память о выдающемся военачальнике был учрежден орден Кутузова трех степеней, которым отмечаются полководческие заслуги генералов и офицеров в крупных сражениях.
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)
Без рассказа об этом сражении наша летопись русского мужества была бы неполной. 1853 год - первый год Крым-ской войны, в которой Россия отстаивала свои южные рубежи, сражаясь с объединенными силами Турции, Англии и Франции. Турецкая эскадра в составе 16 крупных кораблей сосредоточилась в Синопской бухте. Оттуда она должна была выйти к черноморскому побережью Кавказа и высадить десант. На кораблях - 510 орудий, у береговых батарей - еще 38. Казалось, ничто не способно составить угрозу столь мощной группировке.
Но к Синопу уже шла эскадра под командованием адмирала Петра Нахимова. У русских всего 8 кораблей, гораздо меньше пушек, чем у турок. На что же рассчитывал Нахимов? Прежде всего на внезапность, маневренность и отменную выучку русских комендоров.
Двумя колоннами наша эскадра с ходу ворвалась в бухту и без выстрелов пошла на сближение с неприятелем. Турки открыли огонь. Русские моряки не отвечали. И лишь заняв выгодную для стрельбы позицию, наши комендоры обрушили на противника смертоносную картечь. Турецкие моряки дрогнули, перерубили якорные канаты и попытались вплотную подойти к берегу под защиту береговой артиллерии. Нахимову пришлось вступить в огневое противоборство не только с кораблями противника, но и с береговыми батареями.
Корабль - цель завидная, попасть в него не-сложно. Гораздо сложнее заставить замолчать орудия, спрятанные за каменными стенами метровой толщины. Но наши комендоры смогли это сделать - береговые орудия Синопа умолкали одно за другим. Это был полный во всех смыслах раз-гром: враг потерял 15 кораблей из 16, более трех тысяч человек убитыми и ранеными, более двухсот человек, в том числе командующий турецким флотом Осман-паша, попали в плен. Наши потери в Синопском сражении - 37 человек убиты и 235 ранены. Столь неравный счет потерь кажется фантастическим, ведь корабли Османской империи не уступали нашим ни в вооружении, ни в ходовых качествах. Стало быть, все дело в том, вернее в тех, кто этими кораблями командует, кто наводит пушки на цель, подносит боеприпасы, управляет парусами. Ну а в этом, как показал Синоп, равных русским не было.
Синопское сражение стало последним в мировой истории крупным сражением парусных флотов. Начиналась эпоха пароходов. Имя русского флотоводца, принесшего своей Отчизне столь выдающуюся победу, навсегда вписано в летопись нашей воинской славы. В память о нем были учреждены орден Нахимова двух степеней и медаль Нахимова, которыми награждают военных моряков. Этой наградой на флоте дорожат особенно: авторитет прославленного адмирала в Военно-морском флоте и поныне незыблем.
Смотрите также: