Примерное время чтения: 6 минут
89

Это интересно (27.04.2008)

Жителей города Мангейма, где создавал свои автомобили Карл Бенц, не радовало соседство с изобретателем. Однажды его трескучая машина испугала лошадь мясника, и та понесла, разбрасывая груз с повозки. Хотя Бенц купил испорченный товар, это не успокоило мангеймцев. Городское самоуправление постановило: "Владелец должен предупреждать, куда пойдет бензиновая механическая тележка, по каким улицам, в котором часу и т.д. Все это нужно, чтобы предупредить пожарную команду и жителей о грозящей опасности".

К чести мангеймцев, они не пытались ограничить ужасающую скорость "механической тележки" (16 км/час) и не потребовали, чтобы перед автомобилем шел человек с красным флажком. А ведь такой закон существовал в Англии!

***

Автомобиль завоевывал популярность в серьезной борьбе с конкурентами. В 1899 году из всех выпущенных в США "самодвижущихся повозок" только 22% работало на бензине. 40% составляли машины с паровым двигателем, 38% - электромобили. Именно электромобиль первым развил скорость 100 км/час.

***

Шпионская история связана с броневиком конструкции князя Накашидзе. Не доверяя российской промышленности, военные заказали постройку броневика во Франции фирме "Шаррон, Жирардо и Вуа". Первая машина понравилась. Французы получили заказ еще на десять, но из них до России добрались только восемь. Два исчезнувших по дороге броневика потом видели в Германии. Секретные российские машины участвовали в маневрах ландвера - германской армии...

***

5 сентября 1914 года наступавшие германские войска оказались всего в 40 километрах от Парижа. Судьба столицы Франции решалась в сражении при Марне, длившемся целую неделю. Спасти город помогли 1200 парижских такси и других автомобилей. В критический момент они перебросили к фронту стрелковую бригаду в 4000 человек.

***

В Первую мировую войну броневики русской армии имели кормовой пост управления. Попросту говоря, второй водитель мог вести машину задом наперед. Так, пятясь, они и шли в атаку. Если вокруг начинали рваться снаряды, первый водитель, не тратя времени на разворот, врубал переднюю передачу и уходил на полной скорости. Вражеские артиллеристы обычно не успевали пристреляться.

***

Гусеницы различного вида (деревянные, из обтянутых полотном рамок и т.д.) заново изобретали много раз. Называли их то цепями, то бесконечными рельсами. Пока однажды фотограф, работавший на тракторной фирме "Холт", рассматривая вверх ногами снимок трактора, не сравнил его с гусеницей.

***

В феврале 1915 года морской министр Великобритании Уинстон Черчилль образовал при Адмиралтействе Комитет сухопутных кораблей. Испытаниями появившихся вскоре машин занялась 20-я авиаэскадрилья Военно-морского флота. Причем тракторы, купленные для переделки в боевые машины, показывали во дворе лондонской тюрьмы. Может, это и есть знаменитый английский юмор? Легко представить донесения германских шпионов: "Летчики в тюрьме делают из тракторов сухопутные корабли для морского флота"... Впрочем, те, кто знали сэра Уинстона, не удивлялись появлению летчиков: Черчиллю было скучновато командовать самым сильным в мире Королевским флотом, и он, помимо танков, занимался созданием молодых Военно-воздушных сил Англии.

***

Конструкторские и расчетные работы по боевой машине Лебеденко выполнили два студента МВТУ, Александр Александрович Микулин и Борис Сергеевич Стечкин. Они же дали машине ироническое прозвище "Нетопырь". В будущем оба стали академиками. Микулин получил это ученое звание как выдающийся конструктор авиационных двигателей. Стечкин работал в области гидроаэромеханики и теплотехники. А порекомендовал их Лебеденко третий академик, в ту пору профессор Николай Егорович Жуковский.

***

Чтобы сбить с толку германскую разведку, англичане распространяли самые дикие слухи о строившихся тогда первых танках. Даже в самой британской армии говорили о гигантских боевых машинах, передвигавшихся скачками, наподобие кенгуру.

***

В германской армии танк назвали "панцэркампфваген" (боевая бронированная повозка) или просто "панцер", сокращенно - Pz Kpfw или Pz. У французов - "шар де комба" (боевая повозка), на жаргоне военных просто "шар". Итальянцы употребляли термин "карро д'армато" (вооруженная повозка), шведы - "стридсвагн" (боевая повозка), поляки - "чолг" (гусеница).

***

Внезапный удар германцев 21 марта 1918 года на Сомме заставил англичан отступить. При этом из 370 английских танков 180 были брошены из-за поломок, не сделав ни одного выстрела.

***

Первое в истории танковое сражение состоялось 24 апреля 1918 года у городка Виллерс Бретонни.

Три немецких танка A7V напали на три Мк IV, из которых два были пулеметными. Командир английского пушечного танка, знакомый нам второй лейтенант Митчелл, попал под обстрел немецкого головного танка. Его собственный артиллерист, отравленный боевыми газами, ослепший на один глаз, при стрельбе с ходу все время мазал. Тогда Митчелл приказал остановиться.

Немецкий командир лейтенант Вильгельм Билтц решил, что танк Митчелла подбит, и перенес огонь на "самок". Получив попадания, беспомощные против германца пулеметные танки отошли. Артиллерист Митчелла между тем "положил" в германский танк три снаряда подряд. У немцев был убит артиллерист носового орудия, смертельно ранены два члена экипажа. Боясь, что взорвется ящик с ручными гранатами, Билтц приказал экипажу покинуть танк. Гранаты не взорвались, двигатель брошенной машины продолжал работать. Экипаж вернулся и повел танк в тыл, но через два километра поврежденный двигатель заклинило.

Так что первый в истории танковый бой выиграл англичанин.

В тот же день немцы сожгли три "Уиппета". Стреляли по ним и полевые пушки, и два оставшихся германских танка, кто попал - неизвестно. А через полтора часа огнем легкого миномета перебило гусеницу на танке Митчелла, и экипаж оставил машину.

После этого боя в один спонсон уцелевших "самок" начали ставить пушки.

***

За время Первой мировой войны Великобритания выпустила 2900 танков, Франция 6200, Америка 1000, Германия - всего два десятка и несколько экспериментальных.

***

Танк Mk V* (его называли "Марк-пять со звездой") весил 33 тонны и по сравнению с МkV вырос в длину почти на два метра - до 9,75 м. Создатели гордились тем, что танк перекрывал ров шириной в 4,2 м и мог перевезти 20 человек кроме команды. Но попытка высадить танковый десант закончилась конфузом: непривычные к чаду и бензиновой вони пехотинцы теряли сознание.

***

Судя по всему, последний свой бой английские Мk V приняли в августе 1941 года при обороне Таллинна. Подгребая со складов все, что могло стрелять, красноармейцы нашли четыре танка, оставшихся от армии буржуазной Эстонии. Наскоро подремонтировав, их отправили защищать город.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно