От повозки с мотором к настоящему автомобилю
Изобретателями автомобиля признаны немцы Даймлер и Бенц. В 1886 году они независимо друг от друга получили патенты на самодвижущиеся повозки с мотором, работавшим на бензине.
Это автомобиль. Даймлер. Германия, 1886 год. Рулевое колесо еще не придумали, вместо него рычаг. Установленный перед задним сиденьем капризный двигатель не накрыт капотом, чтобы регулировать его на ходу
Мощность мотора у первых автомобилей Даймлера составляла всего 1,1 л.с. У Бенца и того меньше - 0,85 л.с. Тормоза были просто деревянными колодками, обитыми кожей. Когда жена и двое сыновей Бенца решили испытать автомобиль в дальней поездке, им пришлось по пути заглянуть к деревенскому сапожнику, чтобы сменить кожу на тормозах. О первом в истории автопробеге узнала вся Германия, путешественников считали героями. А проехали они всего 180 километров.
Тоже автомобиль. Моторная повозка Бенца. Германия. 1885 год. Двигатель под сиденьем, передача цепная, как у велосипеда. Такая компоновка доживет до конца XIX века
Разумеется, эти автомобили еще не годились в боевые машины. Но каждый год приносил новые изобретения, автомобиль становился все мощнее, быстрее и надежнее. В начале ХХ века он стал уже не повозкой с мотором, а машиной со всеми основными узлами современного автомобиля. Появились грузовики. Еще в 1896 году фирма Даймлера предлагала покупателям модели грузоподъемностью от полутора до пяти тонн. Значит, автомобиль уже мог нести броню и вооружение.
Грузовик Луцкого в Санкт-Петербурге. 1901 год. За рулем сам Б.Г. Луцкий. Это уже настоящий автомобиль. Эпоха колясок с мотором закончилась
Пятитонку для Даймлера спроектировал работавший в Германии российский подданный Борис Григорьевич Луцкий. Сейчас знаменитые автостроительные фирмы приписывают себе его изобретения, а имя Луцкого стараются забыть. Борис Григорьевич первым создал четырех- и шестицилиндровые двигатели, поставил радиатор на его привычное место - перед мотором, и применил штампованную стальную раму. Вооружить автомобиль догадался тоже Луцкий (в 1900 году).
Зачем броневик генералам?
Луцкий описывал свою машину так: "четырехколесный самокат весом в 400 килограмм для передвижения скорострельного орудия, 500 патронов и трех человек". Мировой авторитет изобретателя не помог: проект был отвергнут российским Артиллерийским комитетом. То ли комитетские генералы не верили в машины, то ли пожалели четырех тысяч рублей, которые Борис Григорьевич просил для продолжения работ.
Слава изобретателя бронеавтомобиля досталась англичанину Фредерику Роберту Симмсу. Надо сказать, он ее заслужил. Еще в 1899 году, во время англо-бурской войны в Южной Африке, Симмс соорудил скорее забавную, чем грозную, машину из двух велосипедов, моторчика и пулемета.
Первая боевая машина Симмса. (Спаренный мопед? Мотоколяска?) Великобритания, 1899 год. Если откажет двигатель, на машине можно ехать, крутя педали, как на обычном мопеде
А весной 1902 года Симмс показал в Лондоне свой "моторный военный вагон" с тремя пулеметами в открытом бронекорпусе, который можно считать первым броневиком.
Увы, генералы Великобритании оказались ничуть не дальновиднее российских: броневик Симмса отвергли.
Броневик Симмса. Великобритания, 1902 год
Спустя еще два года в Австро-Венгрии появился броневик "Аустро-Даймлер" с приводом на все четыре колеса и пулеметом во вращающейся башне. Вездеход с возможностью вести круговой обстрел! Это был огромный шаг в развитии бронетехники.
Бронеавтомобиль "Аустро-Даймлер", 1904 год. Боевая масса: 2,95 т, экипаж: 4-5 человек, двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, мощностью 30-35 л.с., скорость: 25 км/ч
На "смотрины" прибыла высшая аристократия Австро-Венгрии во главе с престарелым императором Францем-Иосифом I. Разумеется, все приехали кто на карете, кто верхом, ведь автомобиль еще оставался редкой и ненадежной игрушкой. Броневик завелся, закашлял... И тут благородные кони аристократов взбесились. История не сохранила подробностей: сколько карет было опрокинуто, сколько всадников вылетело из седла. Но скандал получился огромный. Судьбу броневика решил разъяренный император: армии не нужна машина, которая будет наносить урон собственной кавалерии...
А в России...
Между тем на Дальнем Востоке маленькая воинственная Япония больно била Россию. Участник этой войны казачий подъесаул князь Накашидзе спроектировал свой броневик с пулеметом во вращающейся башне. Русские генералы спохватились: броневик надо строить! Но один. Но во Франции, а то свои неизвестно что сделают.
В 1905 году фирма CGV ("Шаррон, Жирардо и Вуа") выполнила заказ.
Бронеавтомобиль "Накашидзе-Шаррон". Российская империя - Франция, 1905 год
Корпус и башня броневика были из хромоникелевой брони толщиной 4,5 мм. Вооружение - 8-мм пулемет "Гочкис" во вращающейся башне; запасной пулемет перевозился в машине. Помимо экипажа из трех человек броневик брал на борт еще двоих (офицеров связи, разведчиков и т.д.). Окна в боевом положении закрывались броневыми щитками; для наблюдения служили смотровые щели и перископ. Впереди на бампере виден электрический прожектор, второй был у водителя за бронещитком. Деревянные спицы колес закрыты бронированными колпаками. Длинные "рельсы" вдоль бортов можно было снять, раздвинуть и переехать по ним через окоп.
На испытаниях бронеавтомобиль Накашидзе был признан "вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника". Еще восемь таких броневиков, изготовленных во Франции, поступило на вооружение русской армии. Генеральный штаб рекомендовал наладить их массовый выпуск в России. Но за девять следующих лет не было построено ни одного российского броневика.
В грядущей мировой войне русской армии будет не хватать не только броневиков, но и обычных автомобилей. Придется покупать что попало у союзников. Хорошую технику они не продавали: самим было мало. "Остин", "Ланчестер", "Шеффильд-Симплекс", "Армстронг-Уитворт", "Джаротт", "Рено", "Изотта-Фраскини" ... Перечень закупленной бронетехники украсил бы автомобильный фестиваль. Но воевать на таких разномастных машинах было трудно, ведь каждой требовался свой набор запасных частей.
К середине 1917 года в русской армии было семь миллионов солдат и около трехсот бронеавтомобилей. По полброневика на дивизию.
Первые бои
С началом войны броневик вооружился пушкой.
В России на Ижорском заводе обшили броней восемь грузовиков "Руссо-Балт" грузоподъемностью 2 и 4,1 тонны (модели М и Т). Торопясь, отказались от сложных в изготовлении башен. Вооружение установили в амбразурах корпуса: на двух машинах 37-мм пушку и два пулемета Максима, на остальных - по три пулемета.
Бронеавтомобиль "Руссо-Балт М". Российская империя, 1914 год. Боевая масса: 4 (8,35) т (в скобках данные модели Т), экипаж: 5 (6) человек, двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, мощностью 40 (65) л. с., максимальная скорость: 20 км/ч. Бронезащита: лоб и корма - 5 мм, борта - 3,5 мм, крыша - 3 мм.
Эти восемь "Руссо-Балтов" вошли в состав пулеметной автомобильной роты, первой в истории русской армии.
Боевое крещение рота приняла в боях 9 и 10 ноября 1914 года в Галиции, на территории нынешней Польши. Шесть пулеметных броневиков прорвались через занятый германцами поселок Стрыков, а два пушечных поддерживали огнем наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Попавшие меж двух огней германцы были выбиты из поселка с крупными потерями.
Первые проблемы
Смертельным врагом легкобронированных машин стала артиллерия. Близкий разрыв осколочно-фугасного снаряда из полковой трехдюймовки превращал броневик в дуршлаг. Спасение было одно: не показываться в прицелах вражеских наводчиков. В ходе боев экипажи выработали тактику: действовать из засад, бить и немедленно уходить.
В Галиции 16 июня 1915 года два пулеметных броневика прикрывали наши части к северу от деревни Криницы. Пехота отошла, а машины стали в засаде на обратном скате высоты. Начавшие наступление три германские роты не подозревали о броневиках, пока не перевалили через гребень. Здесь их встретили пулеметным огнем. Вражеская артиллерия пыталась прикрыть своих, но стреляла вслепую: наводчики не видели броневиков, скрытых за гребнем высоты. В ходе этого скоротечного боя два экипажа уничтожили до трехсот германских солдат.
Командование давало новым боевым машинам самые восторженные отзывы. Броневики били противника, спасали своих солдат, срывая вражеские атаки, не раз решали исход отдельных боев...
Но ни одна из воюющих армий не могла похвастаться тем, что броневики принесли ей победу в крупном сражении.
Почему броневик не стал оружием победы
Сейчас любой лейтенант мог бы сказать лучшим генералам Первой мировой: "Господа, вы как дети. У вас есть боевая машина, способная за сутки пройти сотни километров, а вы ее гоняете от деревни к селу. Собирайте броневики в кулак и бейте по вражеским тылам! Ни кавалерия, ни тем более пехота их не догонят, артиллерия на конной тяге не успеет выйти наперерез. Вы будете окружать целые армии, захватывать склады, перерезать дороги. А врагу придется воевать в "мешках", без продовольствия и бое-припасов. Только, разумеется, броневикам нужна в придачу пехота на грузовиках. Броневики захватят объект - пехота закрепится и не позволит, чтобы враг сам окружил вашу ударную группировку".
Лейтенанту легко поучать. Он в военном институте получил готовый опыт двух мировых войн. А на фронтах за каждую крупицу опыта платили кровью. Неудивительно, что набирался он медленно.
У всех воюющих армий были броневики.
Пехота, конечно, тоже была у всех.
У всех были грузовики; время от времени они перевозили пехоту.
В начале Верденской операции французскую армию спасла от разгрома срочная переброска войск на атакуемый германцами участок фронта. За неделю 6000 автомобилей перевезли 190 000 солдат и 25 000 тонн военных грузов.
Но и после этого никто не догадался соединить подвижность посаженной в машины пехоты с боевыми возможностями броневиков и создать новый род сухопутных войск - моторизованную пехоту. Эта идея возникнет уже после Первой мировой войны.
Пока же главным солдатским "транспортом" оставались ноги.
Броневики могли вырваться вперед и от души пострелять по застигнутому врасплох противнику... Но вражеская артиллерия сгоняла их с занятого рубежа, как полотенце мух. Взятую в бою землю можно считать своей только после того, как придет пехотинец и выроет окоп. А пехотинцы, как тысячи лет назад, пылили в походных колоннах со средней скоростью три километра в час.
Время молниеносной войны еще не настало.
Колеса и гусеницы
Слабым местом всех броневиков были шины. Для военных нужд их делали из сплошной резины. Но автомобиль безбожно трясло, а на скорости свыше 20 км/час резина начинала расслаиваться. Поэтому, например, английские экипажи имели по два комплекта колес. В бой шли на сплошной резине, а после боя переобували своего стального коня и ездили по фронтовым дорогам на надувных шинах.
В России петербургский химик А. Гусс предложил заливать в шины смесь желатинового клея и глицерина. Застывая, смесь превращалась в упругое желе. По имени изобретателя его шины назвали гуссматиками. Отдельные пули не наносили им особого вреда. Чтобы вывести из строя такую шину, надо было разорвать ее в клочья.
И все же колеса оставались в буквальном смысле узким местом броневика. На пашне, в грязи, на песке тяжесть машины вдавливала колеса в грунт, как нож в масло, и броневик садился на брюхо.
В современных колесных боевых машинах эту проблему решили, поставив широкие шины с регулируемым давлением воздуха. На рыхлых грунтах давление снижают, шины сплющиваются, и машина меньше давит на грунт.
Восемь ведущих колес с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах обеспечивают бронетранспортеру БТР-80А проходимость, как у танка. А максимальная скорость у него такая, что на гусеницах не угонишься: 80 км/ч
Свой способ победить бездорожье предложил механик Царскосельского императорского гаража Адольф Кегресс. Еще в 1906 году он приспособил к задним колесам легкового автомобиля дополнительные катки и цепи. Цепи сменила войлочная лента, ленту - резиновые гусеницы, которые в честь изобретателя стали называть кегрессами. В итоге получилось вот что:
Этот "Роллс-Ройс" поставили на гусеницы по личному заказу Ленина в 1919 году. Изобретатель к тому времени вернулся во Францию
Передние колеса зимой ставили на лыжи, летом перед ними могли устанавливаться дополнительные катки, помогавшие брать рвы и подъемы. Такими гусеницами Кегресс оснастил восемь автомобилей различных типов. Император Николай II оставил в своем дневнике одобрительную запись о зимней поездке на полугусеничной машине.
В 1916 году Кегресс поставил на кегрессы один из купленных в Англии "Остинов" второй серии (с усиленной броней).
В Российской империи гусеницы француза Кегресса поставили на английский "Остин". Какую страну считать родиной первого в мире полугусеничного бронеавтомобиля - Россию, Францию или Англию?
На испытаниях "Остин-Кегресс" показал небывалую для обычных броневиков проходимость и приличную по тем временам скорость (по разным данным, от 20 до 40 км/ч). Было решено перевести на полугусеничный ход все броневики русской армии. Но этим планам помешала революция. Кегресс посадил семью в автомобиль и уехал в Финляндию, а оттуда в родную Францию.
В 1919 году на Путиловском заводе собрали 12 полугусеничных броневиков "Остин-Путиловец". Они воевали с белыми во время наступления Юденича на Петроград, а позже попали на советско-польскую войну 1920 года.
Кегресс во Франции тоже не терял время: продал патент на свои гусеницы фирме "Ситроен". Вскоре полугусеничные бронеавтомобили начали строить уже во многих странах.
"Ситроен-Кегресс П-16" (известен также как "Шнейдер-Кегресс М-29").
Франция, 1929 год. Боевая масса: 6,8 т, экипаж: 3 человека, двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, мощностью 60 л.с., максимальная скорость: 50 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка и 7,5-мм пулемет. Бронирование: 5-11,5 мм
Почему броневику далеко до танка
Прощаясь с броневиком, перевернем несколько страниц истории военной техники.
По скорости броневики абсолютно превосходили танки Первой мировой войны, а полугусеничные машины могли поспорить с танком и в проходимости. Вооружение броневиков тоже не особенно отставало от танкового: были, как мы знаем, пушечные бронеавтомобили, а были и пулеметные танки.
Поэтому броневики продолжали строить и после войны. Но это говорило не о боевой мощи броневиков, а о слабости танков. До начала 1930-х годов они не ходили в атаку, а ползали. Дожившая до Второй мировой войны английская "Матильда-I" развивала скорость 12,8 км/ч. Считалось, что больше и не надо: пехота будет отставать в бою.
Танк "Матильда-I" (Mk I). Великобритания, 1936 год.
Экипаж: 2 человека. Мощность двигателя: 70 л.с. Боевая масса: 11,185 т. Максимальная скорость: 12,8 км/ч (7,95 мили в час). Вооружение: пулемет калибра 0,303 (7,7-мм) Толщина брони: 10-60 мм. Последние "Матильды-I" англичане бросили в 1940 году под Дюнкерком, эвакуируясь через Ла-Манш на глазах наступавших немцев. После этого "Матильдой" без номера стали называть танк Mk II
Рядом с таким танком броневик не оставался без работы.
Но стали появляться и другие танки, крейсерские (то есть быстроходные). Скорость у них была даже повыше, чем у броневиков, которые сразу попали в положение "танков для бедных". В самом деле: крейсерские танки могли выполнить любые задачи, посильные для броневиков. А броневики (по крайней мере, колесные, которых было большинство) сдавались перед многими "танковыми" задачами. У них осталось единственное преимущество: дешевизна.
Каждый танковый завод - стране убыток. Каждый автомобильный - немалая прибыль. На танке можно только воевать, на автомобиле - зарабатывать деньги. В случае же войны автомобиль может стать основой для боевой машины.
Но гражданский автомобиль будет напоминать, что создавался не для того, чтобы таскать по бездорожью тонны брони. Да и броню придется ставить не какую нужно для боя, а какую сможет нести не приспособленная для этого ходовая часть.
Первые "Остины", закупленные для русской армии в Англии, "держали" винтовочную пулю только на расстоянии свыше 400 метров, "Руссо-Балты" - свыше 200 шагов. Хладнокровный стрелок, подпустив броневик поближе, мог сквозь броню перебить весь экипаж.
Вот еще один боевой эпизод из истории 1-й пулеметной автомобильной роты. В ноябрьских боях 1914 года двум броневикам командира 4-го взвода штабс-капитана Гурдова пришлось спасать побежавшие подразделения Бутырского полка. Машины врезались в наступавшие цепи германцев и открыли огонь из бортовых пулеметов с расстояния 100-150 шагов. Атаку взвод сорвал, но германцы не побежали, а залегли и ответили огнем. Оба броневика были подбиты, четыре пулемета повреждены, а экипажи ранены пулями, пробившими броню. Отстреливаясь двумя оставшимися пулеметами, они на руках откатили свои машины из-под огня...
За время Первой мировой войны броневик стал толстокожим: самые массовые русские машины, "Остин-Путиловец", оделись в 8-мм сталь, которая не боялась пуль. Но гражданское нутро автомобиля "отомстило" снижением удельной мощности. При боевой массе 5,2 тонны "Остин-Путиловец" имел 50-сильный двигатель. То есть каждую тонну веса тянуло меньше 10 л.с. Если на ровной дороге двигатель справлялся со свой работой, то на снегу, на наледи, в грязи, на подъемах ему не хватало мощности. А ведь "Остин-Путиловец" был одной из лучших боевых машин своего времени. По крайней мере, у него под тяжестью брони не ломалась подвеска, как у многих чисто английских броневиков.
"Остин-Путиловец". Боевая масса: 5,2 т. Экипаж: 5 человек. Вооружение: два пулемета "русский максим" 7,62-мм. Бронезащита: 8 мм. Максимальная скорость: 50 км/ч. Запас хода: 200 км. Двигатель: карбюраторный, воздушного охлаждения, максимальная мощность: 50 л.с.
В дальнейшем конструкторы стали сокращать объем заброневого пространства, а стало быть, и вес брони. Уменьшили высоту бронекорпуса, сгладили прямые углы (пространство за ними все равно не использовалось). Изучив подбитые машины, установили, что больше всего повреждений приходилось на лобовую броню, а корма, днище, крыша страдали реже. Начали применять дифференцированное бронирование: лобовую броню и башню делали толще, чем борта, борта - толще, чем корму и т.д.
В результате, например, броневик БА-10 (СССР, 1938 год; "БА" - значит "бронеавтомобиль"), имея боевую массу и мощность двигателя примерно как у "Остина-Путиловца", получил 15-миллиметровую лобовую броню и башню танкового типа с 45-миллиметровой пушкой. А последний в СССР массовый броневик БА-64 приобрел отличные ходовые качества, так как имел под капотом те же пятьдесят "лошадей", но был вдвое легче.
Бронеавтомобиль БА-64. СССР, 1942 год. Экипаж: 2 человека. Боевая масса: 2,3 т. Бронирование: 4-15 мм. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ-29 или 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК. Мощность двигателя: 50 л.с. Скорость: 80 км/ч. Запас хода по шоссе: 540 км. БА-64 был построен на базе легкого армейского вездехода ГАЗ-64 и получил в наследство от него четыре ведущих колеса. С 1942 по 1946 год выпущено свыше 9000 таких машин. БА-64 прошел войну, потом до 1960-х годов служил в армиях СССР, Северной Кореи, Китая и Югославии. В ГДР он стал полицейским бронеавтомобилем
Однако никакие ухищрения не могут сделать гражданскую начинку бронеавтомобиля военной. Хочешь броню потолще, скорость повыше, проходимость получше, вооружение потяжелее - ставь более мощный мотор и усиленную ходовую часть. Но это будет уже не гражданская, а специальная военная машина.
В наши дни помимо бронетранспортеров, БРДМ и других боевых машин для армии создаются высокомобильные транспортные средства - High Mobility Transportation Vehicle (HMTV). В просторечии их называют автомобилями, но предназначение HMTV гораздо шире: это и вездеходный легковой автомобиль, и грузовик, и тягач, и шасси для установки оружия или, скажем, подъемного крана.
Многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-2330 "Тигр". (Модель ГАЗ-2975 отличается противопульным остеклением и бронированием). Россия, 2002 год. Масса около 5 т. Двигатель: американский турбодизель Cummins В-180 мощностью 180 л.с. или 175-сильный ГАЗ-562
С машинами этого типа история повторилась в зеркальном отражении. Как сто лет назад автомобиль призвали в армию, так в наши дни созданные для армии американские "Хаммеры" оказались "на гражданке". Начало этой моде положил Арнольд Шварценеггер. "Я очень горжусь "Хаммером" потому, что я создал эту индустрию, - вспоминал он. - Я отправился на завод и сказал, что нам следует сделать "Хаммер" не только военным, но и гражданским автомобилем".
Ушел на гражданскую службу и классический броневик (то есть бронированный серийный автомобиль). Сейчас он служит как инкассаторская или полицейская машина.
Инкассаторский автомобиль ГАЗ-33104 "Валдай" с бронезащитой III класса способен защитить экипаж и груз от пуль, в упор выпущенных из пистолета и автомата АКМ
А для особо важных персон собирают автомобили скрытого бронирования. На вид они отличаются от обычных разве что зеленоватым оттенком бронестекол. Но в корпусе такого автомобиля под обивкой скрывается многослойная мягкая броня из синтетической ткани - кевлара, а лист закаленной стали в днище не пробивается осколками гранат и противопехотных мин.
Смотрите также: