Примерное время чтения: 9 минут
1927

Как человек становится холодильником

Если вам кажется, что актеры ничем серьезным не занимаются, а всего лишь выходят на поклоны, получают цветы, раздают автографы, ездят по фестивалям и спят до обеда, то вы в общем-то абсолютно правы. Может, именно поэтому театральные вузы каждый год атакуют тысячи юношей и девушек.

Наши "фабрики звезд"

В России существует множество театральных училищ, но самые авторитетные из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Большинство выпускников провинциальных вузов приезжают в столицу и поступают на актерский или режиссерский факультет заново. В Москве таких мест пять - Театральные училища им. Щепкина, им. Щукина, Школа-студия МХАТ, ВГИК и РАТИ, которую по привычке называют ГИТИС. В Питере - СПбГАТИ (ЛГИТМиК).

Проучившись четыре года, каждый старается устроиться в столичный театр и совсем не торопится на родину, где дорога к славе гораздо длиннее и извилистее. Дело в том, что главные киностудии страны, "Мосфильм" и "Ленфильм", находятся опять же в столицах, да и театров здесь гораздо больше, чем во всех урюпинсках России вместе взятых.

Поступление в театральный вуз состоит из двух частей. В первую очередь абитуриенты проходят трехуровневый творческий конкурс, на котором читают перед приемной комиссией стихотворение, басню и прозаический отрывок. Затем - конкурс, который и является самым важным этапом: на нем, по сути, повторяется все пройденное, но педагоги будут значительно пристрастнее. До него обычно доходят 40-50 человек, а на курс набирают всего лишь 20-25.

И только после всех прослушиваний идут в ход экзамены в общепринятом понимании. Первый из них - коллоквиум, где вам зададут вопросы типа "Кто ваш любимый писатель?" или "В каком году был образован театр "Современник"?" Второй - сочинение, которое нужно написать не ниже чем на "тройку". Ни истории, ни математики, ни иностранного языка сдавать не придется.

Декан режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС) кандидат искусствоведения, профессор Михаил СКАНДАРОВ:

- Не меньше тысячи абитуриентов ежегодно желают стать актерами, причем эта группа успевает пройти предварительные прослушивания во всех театральных вузах одновременно. Абитуриентов в РАТИ (ГИТИС) набирают на актерском, режиссерском, эстрадном факультетах и на факультете музыкального театра. Конкурс - около 80 человек на место в актерскую группу и около 30 - в режиссерскую. Кроме бюджетных мест есть и платные, прием на которые проходит на общих основаниях, стоимость обучения - 2300 у. е. в год для актеров и 2600 у. е. для режиссеров. При выпуске каждый получает квалификацию - "актер" или "режиссер".

Люди-динозавры

Оказавшись на занятиях актеров-первокурсников, я подумал вначале, что попал в сумасшедший дом. Во-первых, несут с улицы, как гоголевский Плюшкин, все что угодно. Это называется магическим выражением "сбор реквизита". Запомните, реквизит - это святое. А святыми в руках студентов становятся: выброшенная на помойку железная кровать, случайно забытый кем-то в соседней комнате светильник, старый холодильник из папиного гаража или чемодан, который дедушка купил маме в начале второй половины двадцатого века. Особое место в коллекции реквизита занимают разных форм и объемов бутылки.

Во-вторых, не всегда определишь, кто проходит мимо тебя. По аудитории бегают нормальные на первый взгляд юноши и девушки, изображающие каких-то суперэкзотических зверей. Оказывается, они готовятся показать педагогам выполненное задание - наблюдение за животными.

В этом странном "зоопарке" я видел не только обезьян, собак и кошек. По полу медленно ползла черепаха, очень похожая на девушку с большими рюкзаками на спине и животе в виде панциря. За ней бежал с душераздирающим криком динозавр (точнее, динозавриха, так как она была с косой) с длинным шлангом от пылесоса вместо хвоста. Для случайно зашедшего зеваки это - экзотика, а для студента - суровые трудовые будни.

Кроме животных студенты наблюдают и за предметами. За один час занятий можно увидеть не только живое кресло и светофор, но и ломающийся холодильник, и даже ручную гранату, не взорвавшуюся по идейным соображениям.

Тяжело в учении...

Жизнь будущих актеров кажется веселой и беззаботной. Но иногда чувства глубокой усталости и отчаяния посещают студентов - особенно часто это случается во время сессии. Репетировать приходится до поздней ночи, а времени на подготовку к общеобразовательным экзаменам не остается вообще.

Некоторыми впечатлениями об учебе со мной поделился актер одного из московских театров: "На первом и втором курсах у нас практически не было выходных. Каждый день с утра до позднего вечера мы находились в институте. Большую часть времени занимались актерским мастерством и репетициями. А во время сессии нас иногда отпускали домой за 20 минут до закрытия станции метро".

Однажды на одной из репетиций, когда было около одиннадцати часов вечера, мой однокурсник заявил мастеру: "Я так больше не могу, мне нужен выходной!" - "Зачем тебе выходной?" - поинтересовался педагог. "Простите, но мне нужно время, чтоб хотя бы принять душ и постирать белье". После небольшой паузы прозвучал вердикт мастера: "Хорошо, завтра с утра все приходят на репетицию, а наш друг стирает трусы!"

Наутро бедный друг первым пришел в институт. И когда у него спросили, что же он не остался стирать, ответил, что еще успеет сделать это ночью.

Артисты - не бездельники

Многие актеры, которых мы часто видим на экране, о ком читаем в театральных рецензиях, еще совсем недавно были студентами. Сейчас они на практике осваивают все прелести и тяготы творческой жизни. Среди них Даниил Страхов - актер Театра на Малой Бронной, играет заглавные роли в спектаклях "Калигула" и "Портрет Дориана Грея" Андрея Житинкина. Дебютировал на сцене Театра им. Н. Гоголя. Лауреат премии "Московские дебюты" за роль в спектакле "Петербург" в постановке Сергея Голомазова. На Международном фестивале театральных школ в Варшаве получил приз за лучшее исполнение мужской роли в "Безотцовщине" (Платонов) того же режиссера.

- Многие известные актеры поступали в театральный институт по два-три, а то и по пять раз. С какого захода ты попал на актерский факультет?

Д. С.: Поступил с первого раза, причем дошел до конкурса сразу в трех институтах. Но потом везде послетал, а приняли меня в Школу-студию МХАТ на курс Авангарда Леонтьева. Через год перевелся в Театральное училище им. Щукина. Ничего веселого о прослушиваниях рассказать не могу. Помню, что для меня это был один сплошной кошмар.

- Почему же ты тогда решил идти в артисты?

Д. С.: По глупости. Поступал, только что закончив школу и совершенно не понимая, что это такое. Как и все абитуриенты, чувствовал себя без пяти минут Бонапартом. А попав на первый курс, мнил себя как минимум народным артистом, потому как главный барьер в жизни, как мне казалось, уже пройден и дальше все будет легко и просто. Но это, конечно же, полнейшая неправда.

- Сложно представить, что учиться в вузе, где не изучают физику, химию и высшую математику, тяжело...

Д. С.: Дело не в этом. Я искренне убежден в том, что в театральный вуз лучше поступать, уже как-то пожив, набравшись какого-то опыта. Поступать после школы в актеры - это как быть сапожником без сапог: играть нечего, нет по сути никакого жизненного багажа. Девочкам в семнадцать лет сам Бог велел идти в актрисы, а мальчики психологически взрослеют гораздо позже.

- Где ты, будучи студентом, доставал деньги на карманные расходы?

Д. С.: Я работал официантом в ресторане. Он находился в помещении, арендованном у Щукинского училища. Фишкой ресторана было то, что именно студенты-актеры обслуживали посетителей. Проработал я там около года, хотя это было невыносимо тяжело. Угождать богатым дамам и их мужьям гораздо сложнее, чем пытаться понять, что от тебя требует режиссер.

- Среди зрителей бытует мнение, что все артисты - бездельники. Чем наполнен твой рабочий день?

Д. С.: Наш рабочий день отличается от остальных тем, что он не нормирован. Смешно по этому поводу рассказывала одна актриса. Еще в детстве, приходя в театр, она видела, что артисты работают всего три часа в день, с 7 до 10 вечера. Такой график ей очень понравился, и она решила пойти в актрисы, не подозревая, что с утра могут быть репетиции или детские спектакли. После репетиции может быть вызов на киностудию для встречи с режиссером, где ты должен просто нормально выглядеть. Это тоже часть нашей работы. Не секрет, что в театре зарплата очень маленькая. Ну и заканчивается рабочий день вечерним спектаклем около десяти часов. После этого актер едет домой, где у него может сводить ноги, где его может трясти или что-нибудь еще.

- Например?

Д. С.: Например, я не могу заснуть после спектакля минимум до 3 ночи, максимум до 6 утра.

- Как часто тебя утверждали на роль в кино благодаря твоей красивой внешности?

Д. С.: Скорее наоборот. Я приходил, и мне говорили: "Спасибо, до свидания, вы слишком красивы", или "вы слишком молоды".

- Если бы было возможно вернуть то время, когда ты поступал, пошел бы в актеры еще раз?

Д. С.: Вопрос тяжелый. Если бы это был я сегодняшний с сегодняшними мозгами, не знаю, хватило бы у меня духу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно