После приватизации земельных участков отдельные члены нашего садоводческого кооператива нарушают установленный ранее порядок освоения своих земельных участков. Особенно это относится к размещению хозяйственных построек и высадке плодово-ягодных культур. В частности, хозблоки и гаражи возводятся прямо на границе участка, кусты размещаются на расстоянии менее полуметра от нее. Имеют место даже случаи самовольного захвата земель общего пользования, например, за счет сужения ширины дорог. Объяснение одно: земля моя, что хочу, то и делаю. Хотя в уставе кооператива четко оговорены все параметры освоения участков. Например, постройки разрешается возводить на расстоянии не ближе двух метров от границы участка.
Эти действия нарушают права других членов кооператива. Поэтому возникает вопрос: как следует вести себя органам управления кооперативом? Может ли правление или общее собрание обязать нарушителей привести застройку участка в соответствие с установленными нормативами и наложить штраф, а при невыполнении этих требований ставить вопрос об исключении из членов кооператива?
Е. Ч е р н о в, Владимир
ПРЕЖДЕ всего следует четко различать отношения, связанные с членством в некоммерческом объединении (уставные отношения), и иные отношения - земельные, имущественные и т. д. Тогда мы сможем избежать путаницы уже в постановке вопроса об ответственности садоводов. Так, приватизация земельного участка означает то, что этот участок из государственной или муниципальной собственности передан в собственность конкретного гражданина, который имеет теперь определенные законом права по распоряжению, владению и пользованию своей недвижимостью. Однако при этом гражданин остается членом данного некоммерческого объединения и на него распространяются в полном объеме права и обязанности, предусмотренные законом и уставом объединения. После приватизации земли этих прав и обязанностей у гражданина не прибавилось и не убавилось. Короче, приватизация земли - одно, а членство в некоммерческом объединении - другое.
Поэтому требования устава объединения в равной мере должны выполнять все члены этого объединения - и собственники, и несобственники.
Права органов управления садоводческими и иными объединениями установлены статьями 21, 22, 23, 25 и другими Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ и уставом конкретного объединения. Так, правление вправе указать садоводу на нарушения законодательства и предложить ему устранить их, но оштрафовать его за это не может - это компетенция соответствующих административных органов, например, градостроительных. Правление вправе обратиться туда с письмом и потребовать принятия надлежащих мер к нарушителям.
Каждый член садоводческого объединения несет бремя ответственности за нарушение законодательства (подпункт 1 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона). Помимо административных взысканий (предупреждение, штраф) к нему может быть применена и такая мера, как исключение из членов объединения. Решение об этом принимается общим собранием большинством в две трети голосов. Однако опять-таки следует помнить: это не лишает садовода его права собственности на земельный участок - он может вести садоводство в индивидуальном порядке и пользоваться объектами инфраструктуры объединения на условиях договора, заключенного с объединением.
Поэтому в реальной жизни поставить нарушителей на место можно только при активных действиях правления и поддержке подавляющего большинства членов объединения. При этом не забывайте, что окончательную точку в подобных спорах и конфликтах может поставить только суд.